Версия для слабовидящих

Государственный музей изобразительных искусств Республики Ингушетия

Наш адрес:
Республика Ингушетия,
г. Карабулак,
ул. Джабагиева, 139
Тел/факс:
8(8734) 44-48-56
e-mail:
izori1993@bk.ru
izomuzeum@mail.ru
Почтовый индекс:
386231

Адрес филиала:
Республика Ингушетия,
сельское поселение Джайрахское,
ул. Льянова, 37”а”

 

 

 


 

 

Ахриев Дауд Магомедович

Имя талантливого ингушского художника Дауда Магомедовича Ахриева, пожалуй, больше известно в Соединенных штатах Америки, где он живет и работает последние годы. Родился Дауд Магомедович Ахриев 18 декабря 1959 г. в г. Павлодаре Казахской ССР (ныне г. Павлодар Республики Казахстан).
     В своих работах он применяет классический, импрессионистский и реалистический стили при написании портретов и пейзажей, натюрмортов и монументальных живых картин.
     Ахриев начал рисовать в очень раннем возрасте. Его талант был замечен ещё его первой учительницей в Павлодаре.
     Художник признается, что традиционные классические навыки, которые он приобрел в те годы, были бесценны для дальнейшего роста как художника.
     В возрасте 25 лет Дауд Ахриев решил поступать в Российскую Академию художеств. 2,5 недели он проходил жесткий конкурсный тест.
     Молодой художник выдержал приемные экзамены и стал студентом Санкт-Петербургской Академии художеств им. И. Е. Репина. Студентом Дауд Ахриев следовал курсу обучения, который отталкивался от трех ясных стилистических периодов. Он рисовал и писал в стиле Ренессанса, копируя шедевры Микеланджело и Рафаэля и ранних художников барокко.

Его учителями в Академии были известные российские художники Андрей Мыльников и Петр Фомин.
     Болгарский художник Дианко Колев, прибывший в школу на год, оказал также сильное влияние на молодого художника. Его учение – «использовать минимум для максимума», на наш взгляд, прослеживается в «Ожидании», высоко символической картине, которую Дауд Ахриев написал в 1990 году, через 13 лет после смерти своего отца, Магомеда Ахриева.
     Когда Дауд оглядывается назад, на годы, проведенные в академии, он сравнивает себя с куском глины, которому его учителя придали форму. «Они видят, что ты можешь сделать, и они помогают тебе развиться. Как в балете, они показывают тебе движение. Тебя главным образом критикуют. Они не хвалят тебя слишком много. Они говорят тебе, почему необходимо сделать изменения. Если это необходимо, они берут кисть и показывают тебе».
     Ахриев получил степень мастера по живописи в институте им. Репина в 1991 году. Ингушский художник полагает, что главная его сила состоит в тренировке. «Если вы будете учиться так же, как я, на протяжении 14 лет, вы не сможете отказаться от этого. Вы годами практикуетесь, как бегуны, тренирующиеся перед состязанием. А затем пробегаете в течение секунд», - утверждает он. Атлетика служит подходящей метафорой для его многостороннего художественного мастерства.
     Дауд Ахриев встретил и свою будущую жену Мелиссу Хефферлин, когда она училась в Институте им. Репина. До этого Мелисса училась в Институте Искусств Отиса Парсона в Лос-Анджелесе, штат Калифорния. А после окончания Академии художеств им. И.Е.Репина в Санкт-Петербурге, она поступила и окончила Университет в г. Чаттануга, штат Теннеси, США. Ее работы выставлялись в Англии, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и на востоке США.
     Окончив Санкт-Петербургскую Академию художеств им. И.Е.Репина в 1991г., Дауд Ахриев вместе с женой Мелиссой Хефферлин уезжает в США. В это же время его приглашают в Нью-йоркскую Академию Искусств, где он читает лекции.
     На тему творчества Дауда Магомедовича Ахриева большое влияние оказало путешествие, а также литература и кино XIX-XX столетий. В течение прошлого десятилетия он провел много времени в Италии, во Франции, в Швейцарии, где он много и плодотворно писал. В эти годы из-под руки мастера вышло десятки замечательных полотен.
     Большинство личных картин художника отражают исторические уроки.
     Некоторые композиции являются воспоминаниями его родственников, которые он изобразил, как будто это были бы его собственные воспоминания. «Мы были депортированы 23 февраля 1944 года в Северный Казахстан» - рассказывает он. В тот день его семья пришла на городскую площадь на празднование дня Красной Армии. Но вместо этого они были окружены солдатами, которых они принимали у себя дома. А затем эти солдаты отправили их на железнодорожную станцию для депортации.
     Дауд Ахриев отмечает, что его мать Маритта Ибрагимовна Ахриева, которой было в то время 8 лет, помнит некоторые детали. Ее воспоминания стали основной темой для его картины «Депортация».
     Когда он в 2000 году писал картину «Беженцы» на тему изгнания ингушей из Пригородного района в ноябре 1992 года, а это уже новейшая история России, художник обнаружил в себе не качество повествования, передачи не только конкретной темы, чувств людей, а способности и желания сопереживать их горю и приглашение зрителя делать это вместе с автором. «В беседе с людьми ты слышишь много интересных рассказов, – говорит он – это дар, и ты работаешь с ним. В «Беженцах» я пытался представить, как это было. Картина охватывает историческое событие 1992 года, когда изгнали ингушей из их домов.
     Художник, родившийся в ссылке в одной из деревень Павлодарской области, вырос во Владикавказе. Родители Дауда Ахриева, как депортированные, были вынуждены стать рабочими, хотя их родители были архитекторами и военными и сами они были образованными людьми. Они сделали все, несмотря на финансовые трудности, чтобы      Дауд осуществил свою мечту и получил художественное образование. Художник признается, что результат его работы – это во многом их заслуга: «Я знаю, что моя семья и другие люди на моей родной земле гордятся тем, что я смог стать тем, кем я хотел стать – художником».
     Художник любит свою историческую родину Ингушетию, уважает ее культуру и никогда не забывает, что корни его на родной земле. В то же время он горит желанием выразить полный спектр своего опыта жизни, знание других культур, передать свое ощущение, что он – человек мира. « Я делаю все от меня зависящее, чтобы мои работы знакомили любителей живописи с моими земляками, с историей моей земли, но я не привязан к одной культуре», - настаивает он.
     Дауд Ахриев - художник с неограниченным доступом в мир эстетических возможностей. Он читает лекции по искусству в Нью-Йоркской Академии искусств. Дауд терпеливо работает с каждым студентом. Ему удается добиться того, чтобы все они учились с уверенностью, чтобы овладели достаточной информацией.
Только после того, как он узнает, что студент борется и боится последующей неудачи, Дауд приходит на помощь.
     Элан Уайт, профессор университета Теннеси в Чаттануга отзывается о Дауде Ахриеве так: «Думаю, что после почти тридцати лет преподавания в студиях искусств, я безошибочно узнаю врожденного учителя. Дауд именно такой!
     Искусство Дауда Ахриева характеризуется своим новаторским подходом, изменившим традиционные взгляды на многие живописные жанры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Персональные выставки:

1993 год — Музей «Хантер» (Чаттанога, США);

 2006 год — галерея «Миллер» (Цинцинатти, США);

2007 год — галерея «1401» (Чаттанога, США);

2008 год — Итальянский зал института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина РАХ (СПб);

2009 год — галерея «Архипелаг» (Мэйн, США).

 

Коллективные выставки:

1993–2008 гг. — Нью-Йорк, Лондон, Осло, Алма-Аты, Цюрих, Сан-Антонио и др. 2007, 2008 гг. — победитель конкурса  «Лучшие художники – живописцы Америки».

 

Публикации в журналах: Art in America, Art Collector, Art and Antiques, Southwest Art. Произведения хранятся в частных коллекциях и музейных собраниях США, Голландии, Швейцарии, Норвегии, Германии, России и др.