Версия для слабовидящих

Государственный музей изобразительных искусств Республики Ингушетия

 

Наш адрес:
Республика Ингушетия,
г. Карабулак,
ул. Джабагиева, 139
Тел/факс:
8(8734) 44-48-56
e-mail:
izori@bk.ru
izomuzeum@mail.ru
Почтовый индекс:
386231

Адрес филиала:
Республика Ингушетия,
сельское поселение Джайрахское,
ул. Льянова, 37”а”

 

 

 


 

 

110 лет со Дня рождения Фриды Кало

 В этот июльский день вспомним прекрасную Фриду Кало (06.07.1907 – 13.07.1954)

Мексиканская художница и королева автопортретов Фрида Кало родилась 110 лет назад, дух противоречия и свободы, которые исходили от неё, вдохновляли всех вокруг!

 

Коротко о Фриде

 

Признание пришло к ней посмертно. Во время жизни Кало была известна лишь как просто молодая жена своего успешного мужа Диего Риверы. Теперь же её произведения продаются по цене до семи миллионов долларов.

Мексиканская культура и искусство народов доколумбовой Америки оказали заметное влияние на её творчество. Художественный стиль Фриды Кало иногда характеризуют как наивное искусство или фолк-арт. Основоположник сюрреализма Андре Бретон причислял её к сюрреалистам. На что Фрида Кало, вспыльчивая по характеру, обиделась и не скрывала своей неприязни к, “чокнутым безумным сюрреалистам”.“ Они думали, что я сюрреалист, но я не была. Фрида Кало никогда не рисовала мечты, я рисовала свою реальность»,  – говорила художница.

В 18 лет Фрида попала в страшную аварию: автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем.

Итог — тройной перелом позвоночника, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленная стопа, переломы ключиц, рёбер. Врачи спасли её, год она провела в постели в ортопедическом корсете, но боль осталась навсегда. Невыносимые физические страдания вылились в гениальную и такую же больную живопись – некий автобиографический сюр-исповедь.

Инвалидная коляска и гипс – вот почти постоянное средство её передвижения и наряд.

32 операции, долгие месяцы в больницах.

Лежа в кровати, Фрида впервые попросила у отца краски и начала рисовать. Над кроватью девушки висело зеркало, в котором она могла видеть себя, и будущая известная художница начала с автопортретов: «Я пишу себя, потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».

Тем не менее, жить хотелось.

«Я смеюсь над смертью, чтобы она не отняла то лучшее, что есть во мне…»

В коляске она пробовала вальсировать, а на гипсе рисовала бабочек —

С 1944 года и до самой смерти в 1954-м Фрида вела дневник.

Сорок лет он пролежал в закрытом архиве мексиканского правительства, прежде чем был опубликован, мгновенно став бестселлером. 170 страниц с акварелями и коллажами, воспоминаниями о детстве, записями о болезни и мучительной любви к мужу:

«В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего».

«Диего-начало, Диего-мой ребёнок, Диего-мой друг,

Диего-художник, Диего-мой отец, Диего-мой возлюбленный,

Диего-мой супруг, Диего-моя мать, Диего-я сама, Диего-это всё.»

Любви великого мексиканского мачо она добивалась долго.

Диего Ривера был старше на 20 лет, страшен, толст и обожаем женщинами.

Список его любовниц не поддавался исчислению. И, тем не менее, Фрида поклялась выйти за него замуж и родить сына.

Первое осуществилось — сексуальная хромоножка со слившимися бровями всё-таки покорила сердце знаменитого живописца.

А вот страстная мечта о ребёнке так и осталась мечтой, результат той аварии – три выкидыша и тяжелейшая депрессия, усугублявшаяся постоянными изменами Диего.

В конце концов, в 1939 они развелись.

Но уже через год в 1940 поженились снова, жить без Диего Фрида не умела.

Ходили слухи про отношения Фриды с Троцким. В 1960-е живопись коммуниста Диего была очень популярна в СССР, а о его жене никто не вспоминал. Всё потому, что, будучи в Мексике, легендарный советский нарком сблизился сначала с семьей Ривера на почве марксистских идей, но вскоре совершенно потерял голову от Фриды.

«Ты вернула мне молодость и отняла рассудок. С тобой я чувствую себя семнадцатилетним мальчишкой» — писал Троцкий в одном из любовных писем к Кало.

Ривера вдруг страшно заревновал. Поговаривали, что если бы не ледоруб Меркадера, Троцкий бы точно умер мучительной смертью от тяжёлой руки Диего.

Между тем болезнь прогрессировала. В 1950 году Фрида переносит 7 операций на позвоночнике. Целых девять месяцев она провела на больничной койке, которая уже стала повседневным атрибутом жизни. Выбора не было — художница осталась в инвалидной коляске. Судьба продолжала преподносить свои каверзные подарки. За год до смерти, в 1953 г., ей ампутировали правую ногу, чтобы остановить развитие гангрены. В этом же году в Мехико, на ее родине, открылась первая персональная выставка, вобравшая в себя все плоды боли и испытаний. На открытие Фрида не могла прийти, рассчитывая на собственные силы, ко входу ее доставила карета скорой помощи. Улыбающуюся, с цветком в волосах и неизменной сигаретой.

Картину Viva la vida – «Да здравствует жизнь» она написала за восемь дней до смерти. Солнечный арбуз рисовала уже лежа, приписав напоследок: «Я весело жду ухода и надеюсь никогда не возвращаться. Фрида»

13 июля 1954 года её не стало. И всё-таки самые лучшие слова в дневнике Фриды, которые могут стать лозунгом для каждого, эти: «Дерево надежды, стой прямо»

Материал с сайта www.facebook.com 

Пресс-служба Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия