Версия для слабовидящих

Государственный музей изобразительных искусств Республики Ингушетия

Наш адрес:
Республика Ингушетия,
г. Карабулак,
ул. Джабагиева, 139
Тел/факс:
8(8734) 44-48-56
e-mail:
izori1993@bk.ru
izomuzeum@mail.ru
Почтовый индекс:
386231

Адрес филиала:
Республика Ингушетия,
сельское поселение Джайрахское,
ул. Льянова, 37”а”

 

 

 


 

 

Дочь известного ингушского писателя Аза Базоркина отмечает свой День рождения

 
        



От имени Министерства культуры и архивного дела РИ, творческой интеллигенции Ингушетии поздравляем Вас с Днём Рождения!

Более 50 лет своей жизни Аза Идрисовна отдала любимой профессии врача. Более полувека она спасала человеческие жизни, стала первым врачом, работавшим в Джейрахском районе, обслуживая шесть населенных пунктов района, позже работала врачом скорой помощи.

А еще Аза Идрисовна талантливая художница. Из-под ее кисти вышло множество замечательных пейзажных полотен, отображающих величие и красоту Кавказа. Ее картины: «Затерянный мир», «Утро», «Светящаяся башня», «Даночка» и др. хранятся в музеях и частных коллекциях. 

Поздравляем Вас с Днем рождения, желаем крепкого здоровья, долголетия, семейного счастья в кругу любящих детей и многочисленных внуков, реализации своего большого творческого потенциала и претворения в жизнь новых идей и замыслов!
Аллах1о даькал йойла хьо, могаш маьрша яхийла хьо!


Справочно:

2 июля – день рождения (1935) художника, врача Базоркиной Азы Идрисовны. Дочь писателя Идриса Базоркина. Имеет высшее медицинское образование. Работала врачом в медицинских учреждениях Грозного и 15 лет в сельской амбулатории в Джейрахе. Талант живописца проявился в зрелые годы во время работы в Джейрахском ущелье. В 1998 г. состоялась первая персональная выставка. Картины Б. выставлялись в Москве, Ростове-на-Дону, Уфе и Майкопе, в Ингушетии. Работает на станции скорой помощи в г. Назрань. Заслуженный врач РИ (2005). Автор книги «Воспоминания об отце» (2001).


С самого раннего детства и до глубокой старости жизнь человека связана с пейзажем - небом, лесами, реками, горами. Этот расклад жизненного бытия невольно принуждает нас смотреть на пейзажный ландшафт приземленно с практической точки зрения. Преодоление приземленности, привычного взгляда на мир требует огромных душевных усилий, которые способна осуществить лишь творческая личность, наделенная поэтическим воображением. Именно такими редкими индивидуальными качествами обладает талантливая художница Аза Базоркина, которая нашла в себе внутренние возможности преодолеть визуальное отношение к природе и обнаружить непреходящую сущность пейзажа, скрывающегося от заурядного наблюдателя.


Родилась художница в городе Владикавказ, в семье известного писателя, классика ингушской литературы Идриса Базоркина. Закончив Московский Медицинский институт им. Пирогова, она начала свою трудовую деятельность. Работала врачом в Москве, Грозном и Владикавказе. Затем в ее судьбе произошел крутой поворот, связанный с переездом в долину Арамхи, где Аза Идрисовна проработала врачом 15 лет, впитав в себя первозданную красоту горной природы, величие древних башен вайнахов, свежесть и прохладу горных рек. Суровая красота Кавказа покорила начинающую художницу. Она прочно обосновалась в ее душе, подтолкнув к созданию замечательных пейзажных полотен. 

Много в творчестве Азы Идрисовны полотен, отображающих один мотив с разных ракурсов. Ноты нежности и задумчивости звучат в одной из лучших работ «Розовое безмолвие». Прозрачные розовые оттенки света заходящего зимнего солнца, отображающегося на снегу, словно светятся изнутри, подчеркивая контраст с четкими очертаниями башен. Сталкивая противоположные цвета, художница добилась их звонкой чистоты, ощущения внутренней силы. В этой работе она сумела выразить чувство элегической печали и какой-то внутренней просветленности, охватившее ее в момент написания полотна. 

Целый ряд работ, таких как «Три брата - Эги, Таргим, Хамхи», «Вовнушки», «Данночка», «Жемчужина Эгикала», вызывают совершенно полярное настроение. Они наполнены внутренней экспрессией, интригуя зрителей смелым цветовым решением и своеобразным композиционным построением. Создается ощущение неподдельного восторга перед красотой горной природы, выразившейся в яркие неожиданные цветовые сочетания, которые смотрятся органично и эффектно. В смелом колористическом решении этих произведений, в их незамысловатых сюжетах проступает собственный самобытный взгляд художницы на мир, на окружающую ее природу, которую она любит, не приукрашивая, а принимая такой, какая она есть.

Совсем иные по своему образному содержанию живописные работы «Двое», «Юность», которые несут в себе элемент легкой грусти. Преобладающие голубой и зеленые цвета, связанные у символистов с понятием духовности, в этих произведениях ассоциируются с ощущением легкости и любви. Лаконичные, яркие и очень выразительные работы «Дед» и «Двое», которые внесли в общий строй созданных художницей работ жизнеутверждающие нотки удивительно чистого и доброго взгляда на мир, а также глубоких философских рассуждений о жизни, о любви. В работе «Дед» изображено старое иссохшее дерево, отжившее свой век, которое подарило жизнь молодым зеленым побегам, растущим из, казалось бы, омертвевшего ствола. Значит, жизнь берет свое, найдя продолжение в молодой зарождающейся листве.

Рядом с произведениями, исполненными тихой и самобытной красоты есть в творчестве Азы Базоркиной и картины, где доминирует драматическое начало, несовершенство окружающей действительности. Глубоко личные драматические раздумья определили решение художницы на создание таких работ как «Одиночество», «Затерянный мир», в которых сконцентрировано выразились размышления живописца о бренности человеческой жизни, о его роли в земном мироздании, призывая беречь и дорожить каждой минутой, дарованной человеку свыше.

Особое место в творчестве Азы Идрисовны составляют картины, посвященные легендарному родовому гнездовью ингушей Эгикал. Это такие произведения как «Эгикальский жертвенник», «Истоки». Картина «Истоки» состоит из трех частей, объединенных одной темой - глубокой старины, величием и монументальностью средневековых городищ - Таргим, Эгикал, Хамхи. Обращение к прошлому в этом произведении стало своеобразным эстетическим приемом возвращения к глубокой старине. Задача художницы состояла в том, чтобы интуитивно постичь глубинный смысл преемственности прошлого, настоящего и будущего.

Творчество Азы Базоркиной очень цельное. В любой работе, созданной ее рукой, присутствует культура, простота и глубокий индивидуализм. Ее одолевает не вселенская любовь к окружающему миру природы, а желание найти вокруг себя родственную душу, чтобы поделиться своими мыслями и чаяниями, желанием принять свой сказочный мир. Оттого так пронзительно и сокровенно звучат картины А. Базоркиной, полные искренности и глубины.

 

Материал с сайта Министерства культуры и архивного дела РИ

 

Пресс-служба Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия