Версия для слабовидящих

Государственный музей изобразительных искусств Республики Ингушетия

Наш адрес:
Республика Ингушетия,
г. Карабулак,
ул. Джабагиева, 139
Тел/факс:
8(8734) 44-48-56
e-mail:
izori1993@bk.ru
izomuzeum@mail.ru
Почтовый индекс:
386231

Адрес филиала:
Республика Ингушетия,
сельское поселение Джайрахское,
ул. Льянова, 37”а”

 

 

 


 

 

Художники Ингушетии. Али Татарович Хашагульгов

Известный художник и поэт Али Хашагульгов родился 24 июля 1943 года в старинном ингушском  селении Яндаре. Молодой талантливый художник создавал не только живописные полотна, но и писал замечательные стихи, изучал философию. Неудивительно, что картины и многие стихи мастера  наполнены глубоким  философским  содержанием.

 

В 1961 году Али Хашагульгов  написал свою  первую картину масляными красками, называлась она «Рубка леса». В 1962 году он окончил первый курс института в городе Ростов - на Дону и вечернюю среднюю школу рабочей молодежи. В 1963 году, будучи студентом, Али Хашагульгов был арестован  за антисоветскую пропаганду. В день ареста вышел альманах «Утро гор» с первой публикацией его стихов.

По словам исследователя творчества художника  Хавы Хазбиевой  «Живопись для Хашагульгова – это возможность сотворчества с природой, сопереживания с ней. Краски нужны природе, чтобы творить, созидать -  точно так же использует их Хашагульгов. Он дает возможность увидеть горы так, как никто другой. Впечатление, будто эти каменные гряды живут, растут, мыслят – подобно живым существам».

В Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия в 1998 году состоялась персональная   выставка мастера  «Дыхание гор». В экспозиции было представлено более 100 живописных произведений художника. Среди представленных работ был цикл картин из серии «В горах ранней весной», над которым художник работал в последние годы. Пейзажные работы этой серии были приобретены в основной фонд музея и в настоящее время составляют его лучшую часть.

 

В своих произведениях художник стремился передавать поэтичность и изменчивость горной  природы, постепенно перестав уделять внимание деталям, а также выбирая все более контрастное сочетание цветов. Предметы, изображенные на полотне, лишены четких очертаний, силуэты размыты и неясны. Лепка объемов осуществляется благодаря градациям цвета. Однако композиция строится на линейном рисунке: он читается в компоновке планов, очертаниях гор и низкой линии горизонта.

Подобная вольность и эмоциональность все меньше нравилась определенной части  зрителей, привыкшей к фотографической точности живописцев, сентиментальной сладости работ и блеклой "гармоничной" цветовой гамме. Чем более абстрактными становились работы мастера, тем критичнее воспринималось  его творчество. При всей своей абстракции картины художника  не представляют собой некий хаотичный набор цветовых локальных пятен, наоборот, все  образы, запечатленные на полотне, подчинены единому движению.

 

Романтическое восприятие мира в творчестве мастера гармонично соединено со стремлением передать сиюминутное состояние природы, манерой писать легкими, летучими мазками и обостренным чувством цвета, что было свойственно художникам импрессионистам.

17 ноября 1999 года после  тяжелой болезни Али Хашагульгова не стало. Но остались его картины и замечательные стихи, которые сохранят память о нем на долгие годы.

Работы художника хранятся  в Государственном  музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

 

 

Лейла Алмазова,

главный научный сотрудник

Государственного музея

изобразительных искусств

Республики Ингушетия