Версия для слабовидящих

Государственный музей изобразительных искусств Республики Ингушетия

 

 

 

Наш адрес:
Республика Ингушетия,
г. Карабулак,
ул. Джабагиева, 139
Тел/факс:
8(8734) 44-48-56
e-mail:
izori1993@bk.ru
izomuzeum@mail.ru
Почтовый индекс:
386231

Адрес филиала:
Республика Ингушетия,
сельское поселение Джайрахское,
ул. Льянова, 37”а”

 

 

 


 

 

Художники Ингушетии. Живопись в жизни Султана Гадаборшева

«Живопись — самое доступное

 и удобное из искусств.»

                                                                                             И.Гёте
 

Как признается Султан Гадаборшев, его творчество – попытка проникновения в глубины мироздания посредством искусства. И, надо сказать, попытка весьма удачная. Потому что удачно выбран язык. Или языки. Сочетание реализма и символизма, убедительность одного и тонкая недосказанность другого – вот средство выражение живописца, чутко ощущающего мир и везде находящего «знаки» мировой гармонии.

 

Гадаборшев Султан Абдул-Рашидович родился 7 июля 1955 года в курорте Боровое города Щучинск Кокчетавской области Казахской ССР.

Султан Абдул-Рашидович - художник, посредством кисти и холта передающий зрителю радость радость жизни, радость бытия. Такое чувство рождается при первом же знакомстве с его пейзажами. Милая простота и непосредственная упрощенность, доброе восприятие окружающей действительности и трепетное переживание чувствуется в каждом мазке. Живопись, пропущенная сквозь сердце! Такая увлекательно-живая, такая неравнодушная.

Художник тонко чувствует природу, все нюансы ее состояния. Пишет свежо и сочно. В нем чувствуется мастер. Реалистичный, классический подход и взгляд импрессиониста. Широкий уверенный мазок, как бы небрежный, очень свободный. Он мастерски владеет самыми разнообразными живописными приемами, пишет в разной манере, увлечен красотой окружающего мира, которую стремится воплотить в пейзажах и натюрмортах.

О выборе, пути и способах передать собственное мироощущение через живопись наш разговор с художником.

1. - Султан Абдул-Рашидович, почему Вы выбрали живопись?

- Лет с десяти я любил рисовать и лепить, много изображал лошадей. Родители увидели во мне талант и сестра отдала меня во Владикавказскую детскую художественную школу, где я впервые начал обучаться грамоте рисунка и живописи. После трехлетнего обучения в школе и окончании 8 класса средней школы поселка Карца, где мы проживали, я поступил на Художественно-графическое отделение по специальности учитель черчения педагогического училища во Владикавказе. У меня были великолепные преподаватели, которые были не только прекрасными художниками, но и замечательными людьми. За 4 года обучения я получил неплохую школу технической подготовки знания рисунка,  композиции, компоновки цвета. В 1976 году после окончания училища поехал поступать в Московский художественный институт им. В.Сурикова, но ни в этом году ни на следующий год у меня не получилось поступить. Было всего одиннадцать мест для абитуриентов и должно было произойти чудо, чтобы парень с периферии стал студентом этого вуза.

 

И тем не менее, мои работы были замечены. В приемной комиссии был ответственный секретарь по фамилии Некифоров, он мне и сказал «Гадаборшев, так Вы будете поступать до седой бороды, я Вам советую остаться в Москве, устроиться на какую-нибудь работу и ходить на лекции вольным слушателем, у нас это разрешается».

С его легкой руки я попал в мастерские к профессору Королеву,  у него я работал вместе со студентами и усердно занимался в течении года. Потом, уже по семейным обстоятельствам, я не смог продолжить обучение, поэтому мне пришлось ограничиться одним годом в этого бесценного опыта в институте им. В.Сурикова.

Вернувшись домой, начал писать картины, долгие годы работал на разных предприятиях художником-оформителем, где мне предоставляли большие мастерские. Я занимался живописью, накапливал картины, но во время военных событий осени 1992 года в Пригородном районе все мои работы были уничтожены вместе с домом.

 

2. - Но это трагическое событие не уничтожило в Вас желание творить, снова заниматься любимым делом?…

- Ни в коем случае. Мой настрой и желание быть художником сформировались, когда я учился в педагогическом училище во Владикавказе. Я один из немногих, кто поехал поступать в художественный институт им. В.Сурикова, потому что у меня было огромное желание заниматься живописью и, если я смог бы тогда поступить, этот институт дал бы мне мощную базу для получения всех навыков художника. Многие мои сокурсники живописью не занялись, открыли ремесленные дела.  Во мне же никогда, даже в самые тяжелые времена не угасал интерес к живописи, удовольствие от созерцания картин других художников. Если  выезжаю в Москву или Питер я в первую очередь посещал музеи:  Эрмитаж, Третьяковскую галерею, Пушкинский музей. Живопись -  моя жизнь и иной я ее не мыслю.

 

 

3. - Какая эпоха в истории живописи Вам ближе всего?

 

- Мне очень близка по духу живопись эпохи возрождения 15 века.

 

4. - К сожалению, живопись – занятие не из доходных. Занимались ли Вы чем-нибудь еще кроме живописи?  Как это занятие повлияло на ваше творчество?  

- Я арендую цех по изготовлению гипсовых изделий, занимаюсь лепниной карнизов, колонн для отделки интерьера. Это тоже, своего рода творчество.

5. - Расскажите, пожалуйста, как рождаются образы  Ваших картин, как проходит творческий процесс?

- Если это натюрморт, то беру предметы, какие есть дома, выставляю, драпирую стену и пишу картину.  В училище был хороший  ассортимент предметов.

Пейзаж,  понятное дело, выезжаю в горы на то место, где мне больше нравится, вырезаю из бумаги окошко формата своего холста и ищу фрагмент, который мне больше по душе, а затем начинаю писать на холсте. Я пишу, в основном - пейзажи, натюрморты. Жанровые картины я редко пишу. Чаще всего я пишу картины дома в свободное время. У меня своя, специализированная под мастерскую, комната, в которой развешаны картины, есть мольберты и  краски. Если я хочу написать пейзаж, то выезжаю на природу, делаю небольшой этюд, а уже дома переписываю на большой формат.

 

 

6. - Какие собственные творения Вы можете отметить?

- Слишком громко сказано (смеется). Скажу, что у меня дома имеется два десятка картин. Среди них есть маленькая работа с изображением двух стариков, которая называется «Беседа». Эта работа написана при поступлении в институт им. В.Сурикова и она для меня дорога, как маленькая часть моей души.

 

7. -  Какая у Вас мечта в творческом плане?

- Суметь выразить свои мысли на холсте - это мечта, к которой нужно стремиться. Работать и добиться значительных результатов, если Всевышний даст на это силы. Есть у меня мечта написать картину «Битва за Магас». В своем воображении я уже мысленно выстроил композицию этой картины: сцены битв во время нашествия татаро-монголов и того, как наши предки Галгаи (Аланы) защищали наш древний Магас.

В планах на ближайшее будущее провести персональную выставку в Государственном музее изобразительных искусств изобразительных искусств Республики Ингушетия.

 

 

8. - Расскажите о своих источниках вдохновения. Откуда берутся идеи для работы?

- Идеи подсказывает наша ингушская история, наши горы, древняя архитектура и наша живописная природа. Вообще, живопись я лично понимаю, как буйство красок, игру цвета.  Заниматься живописью в моем понимании – это живописать, не быстро писать, а писать, как что - то живое.

 

9. - Что бы Вы хотели сказать или пожелать своему зрителю?

- Я знаю, что у ингушей очень тонкое чувство красоты. Оно у нас заложено в крови, как генетический код. Это видно по нашему быту, как наши женщины любят и умеют преображать даже старенькие дома, в которых мало достатка, но зато царят уют и чистота. Потребность к красоте у нашего народа была всегда, поэтому желаю сохранить это чувство.

 

На полотна Султана Абдул-Рашидовича мо;но смотреть бесконечно, не отрывая глаз – настолько прекрасен и притягателен изображенный там мир – порой очень реалистичный, а порой фантастический. Он чутко передает настроение природы, ее тонкое одухотворенное состояние. Ведь в пейзажах есть и другой тон.

Художник открывает нам со всей своей любовью и сердечным вниманием окружающего мира красоту родной природы. Именно поэтому знакомство с творчеством Султана Абдул - Рашидовича доставляет огромную радость каждому, кто с ним соприкоснулся…

 

А.Измайлов,

заведующий передвижными выставками

Государственного музея

изобразительных искусств

Республики Ингушетии