Версия для слабовидящих

Государственный музей изобразительных искусств Республики Ингушетия

 

 

 

Наш адрес:
Республика Ингушетия,
г. Карабулак,
ул. Джабагиева, 139
Тел/факс:
8(8734) 44-48-56
e-mail:
izori1993@bk.ru
izomuzeum@mail.ru
Почтовый индекс:
386231

Адрес филиала:
Республика Ингушетия,
сельское поселение Джайрахское,
ул. Льянова, 37”а”

 

 

 


 

 

История одной картины. Хасолт Алхастович Акиев. «Автопортрет на темном фоне»

Хасолт Акиев является признанным мастером живописного искусства Ингушетии. Его творчество известно и любимо широкому кругу зрительской аудитории нашей страны. Родился художник 18 июня 1942 года в селении Базоркино Пригородного района Чечено-Ингушской АССР. Начало биографии Хасолта Алхастовича типично для детей послевоенного поколения – голодное детство в депортации в селении Макинское Целиноградской области Казахской ССР, куда была выслана семья Акиевых, затем в 1956 году переезд в город Текели Талды-Курганской области. После возвращения на родину юноша поступил в Назрановский зооветеринарный техникум, откуда его призвали на службу в армию.  В 1965 году, вернувшись со службы, он поступил в Чечено-Ингушский государственный педагогический институт на исторический факультет, после его успешного окончания вышел на работу в Чечено-Ингушский краеведческий музей старшим научным сотрудником. Затем в 1975 году его пригласили на работу старшим научным сотрудником в Чечено-Ингушский институт истории, социологии и филологии. 1980 год стал знаменательным для молодого ученого – он защитил кандидатскую диссертацию.  В 1989 году Хасолт Алхастович был принят на работу старшим преподавателем в Чечено-Ингушский педагогический институт, в котором по его инициативе в 1990 году был открыт художественно-графический факультет, заведующим кафедрой эстетического воспитания и деканом которого он стал. Военные действия, развернувшиеся в городе Грозном, прервали деятельность ученого в Педагогическом институте.

В 1994 году он вместе с семьей приезжает в Ингушетию, где Хасолту Алхастовичу предложили возглавить Ингушский научно-исследовательский институт краеведения имени Ч. Ахриева, а в 1995 году его пригласили в Ингушский государственный университет доцентом кафедры истории, в котором Хасолт Алхастович проработал до последних дней.

Многогранный талант Хасолта Акиева не ограничился только научной деятельностью. Свою творческую активность он проявил  в живописном искусстве, которое являлось для него неотъемлемой частью выражения индивидуальности и уникального дарования. В живописной коллекции художника есть целый ряд картин, созданных в различных жанрах и тематических направлениях.

Творческому наследию Хасолта Алхастовича Акиева принадлежит множество портретов – это люди разных профессий и социального положения, но особое внимания заслуживают созданные им автопортреты. Все эти работы дают зрителям уникальный шанс увидеть художника его глазами, проследить путь его изменения в годах.

 

В авторской коллекции художника, входящей в фонды музея ИЗО Ингушетии, есть три автопортрета Хасолта Акиева – «Автопортрет на темном фоне», «Судьба» и «Автопортрет осенний». Эти картины предоставляют зрителю возможность исследовать отражение различных эмоций в чертах лица художника, изобразившего себя на полотне, и позволяют ему экспериментировать с нюансами поз, манер и условных жестов. Эти работы составляют летопись и подобие визуальной автобиографии автора.

Работа «Автопортрет на темном фоне» имеет особое значение в творческом пути живописца. Эта картина была создана в период расцвета живописного таланта мастера. Он не просто изобразил себя, он отразил свой характер, свои жизненные принципы. Его облик словно вырван из поглощающей темноты лучиком света, благодаря неравномерно распределенному по картине освещению. Лицо художника словно поделено светом на две части. Левая часть словно скрыта в темноте, а правая освещена более ярким светом. Художник изображен вполуоборот на темном фоне драпированного занавеса, стоящим с палитрой в руке. Складывается впечатление, что мастера оторвали от работы и он на мгновенье повернулся к зрителю. Губы плотно сжаты, лицо сосредоточено. Его строгий, задумчивый взор обращен прямо на зрителя. Можно с уверенностью сказать, что живописец занимается любимым творчеством. Автопортрет излучает гармонию и умиротворенность, в то же время его что-то мучает, тревожит, словно какие-то нерешенные вопросы перевернули душевный покой. «Автопортрет на темном фоне» своего рода послание художника будущим живописцам. В нем он выразил свою душу, заключил собственные идеалы, взгляды на окружающую действительность. Создавая свой портрет за работой, он помещает в масштабы картины собственные идеалы, взгляды на мир. В нем он выступает в роли проводника между миром искусства и зрителем. Его личность скрыта за сюжетами других картин, а в автопортрете она выходит на передний план. Картина художника сродни личному дневнику, в котором автор стремится отобразить самую суть своей натуры, признаться в своих истинных переживаниях и чувствах, словом, приоткрыть завесу тайны жизни своей души.

Картина Хасолта Акиева «Автопортрет на темном фоне» вошла в основной фонд музея ИЗО Ингушетии в 2002 году.

 

Лейла Алмазова,

главный научный сотрудник

Государственного музея

изобразительных искусств

Республики Ингушетия