Версия для слабовидящих

Государственный музей изобразительных искусств Республики Ингушетия

Наш адрес:
Республика Ингушетия,
г. Карабулак,
ул. Джабагиева, 139
Тел/факс:
8(8734) 44-48-56
e-mail:
izori1993@bk.ru
izomuzeum@mail.ru
Почтовый индекс:
386231

Адрес филиала:
Республика Ингушетия,
сельское поселение Джайрахское,
ул. Льянова, 37”а”

 

 

 


 

 

Мастера и ремесленники Ингушетии. «Ингушский ковер» Райшат Ахильговой

 

Традиции ингушского национального ковроделия возрождает мастер декоративно-прикладного искусства Райшат Мухарбековна Ахильгова. Ингушский ковер «истинг» на основе полевого и  научного материала благодаря ее таланту и трудолюбию получает новую жизнь и современный облик. Ремёсла, уходящие в глубину веков, всё чаще манят нас своей творческой составляющей. К ним относятся ткацкое и гончарное ремесло, изготовление войлоков. Издревле «истинг» имел особое место и особую функцию в ингушской бытовой культуре, но Райшат Мухарбековна  придала ему и иное значение, сделав предметом декора.

 

Ахильгова Райшат Мухарбековна родилась 7 августа 1967 года в г. Орджоникидзе Северо-Осетинской АССР.  Окончила курсы швейного дела  в городе  Орджоникидзе. Навыки швейного мастерства способствовали в дальнейшем увлечению Райшат Мухарбековны техникой изготовления ручного войлока. Член Союза художников Республики Ингушетии Райшат Мухарбековна создает традиционные ингушские ковры – «истинги» из крашенного и натурального войлока, тем самым возрождая утраченные традиции этого сложного ремесла.  С 1987 по 1992 гг. работала мастером по пошиву верхней женской одежды в производственном кооперативе "Алана" в г. Владикавказ. Параллельно начала изучать орнаментальное искусство ингушей. В коллекции Райшат Мухарбековны насчитывается более двадцати «истингов» различной формы, фактуры и цвета. Среди них ковры с родовыми орнаментами, воссозданными по старинным семейным фотографиям.

 

На заре человеческой цивилизации люди стали использовать в быту шерсть диких, а затем и одомашненных животных. Человек научился валять шерсть, делать войлок. Войлок – это, вообще, первый на земле текстиль. Постепенно войлок вошел в жизнь и быт многих народов, особенно на Кавказе. Из войлока стали делать многие утилитарные вещи, необходимые в быту. Войлок был свидетельством того, что в доме есть уют, который создают женщины. Из войлока готовили орнаментированные ковры «истинги», молельные коврики и другие изделия. Орнаменты на войлоках несли в себе символическую информацию своеобразным языком общения. При помощи  ковров люди друг друга ставили в известность о каких либо событиях.  Если ковер с симметричным орнаментом получали от гонца люди в соседних аулах, то это означало счастье, благополучие. Когда происходили какие-то стихийные бедствия, орнамент, как правило, наносился в асимметричном виде.  Дома ингушей украшали войлоки самых разных цветов и тонов, подобранные мастерицами со вкусом и знанием дела. «Истинги» не использовали просто как предмет обихода, не стлали на пол, на полу использовали одноцветные войлочные ковры. «Истинги» вешали на стены, так как они носили обрядовый характер. С давних времен у ингушей войлок из овечьей шерсти широко использовался в быту. Из крашеного войлока делали ковры, которыми украшали жилища. Процесс этот был весьма трудоемким. Шерсть промывали, сушили, расчесывали, а потом валяли вручную. Из готового войлока вырезался орнамент, а затем вырезанные части окрашивали.  Колорит войлочного ковра зависел от места его изготовления и от растений, из которых готовились красители. Например, из листьев ореха получали зеленый цвет, а синий и фиолетовый – из насекомых. После того, как окрашенные части высохнут, их подгоняли и сшивали ровными и частыми стежками, а затем обрамляли плотным белым хлопчатобумажным шнуром. Кто-то красил разрыхлённую шерсть, кто-то предпочитал везти готовые войлоки к мастерицам, которые славились мастерством крашения войлоков. Одной из таких известных мастериц и является Райшат Мухарбековна. «Истинг» окантовывали орнаментной каймой, придавали форму правильного четырехугольника, несколько дней сушили, и разравнивали.  Ковры из валяной шерсти непременно включали в приданное невесты, изготавливали в подарок родственникам мужа, при рождении ребенка. Особым спросом пользовались ингушские «истинги». Раньше почти все женщины занимались валянием войлока, ингушские ковры ручной работы были практически в каждом доме, но потом это ремесло стало терять свою актуальность.  Сейчас в Республики Ингушетия всего несколько мастериц владеют этой технологией.  По словам Райшат Мухарбековны на изготовление ковра размером 180х130 сантиметров у нее уходит около двух месяцев (это если работать по пять часов в день). Работы Райшат Мухарбековны регулярно становятся частью выставочных экспозиций в Ингушетии и за ее пределами.

 

 

 

В экспозициях Райшат Мухарбековна  представляет более 20 «истингов» различной цветовой гаммы и исполнения узоров, созданные по старинным технологиям и мотивам традиционных ингушских орнаментов.

Райшат Мухарбековна работает на дому, сама изготавливает и реализует  «истинги».  Каждый «истинг» однозначно вызывает уважение и восхищение. Без преувеличения можно сказать, что Райшат Мухарбековна занята делом национального значения, она – хранитель бесценного наследия древних ингушей. Именно благодаря таким людям и есть надежда, что эта красота, как и уникальная ингушская культура, никогда не исчезнет.

 

- Чтобы познать секреты изготовления войлока, нужно внимательно изучать изделия из войлока, сделанные в старину, общаться с теми, кто помнит это ремесло,  рассказывает Райшат Мухарбековна. - Шерсть сортировали по качеству и цвету. Лучшей считалась шерсть со спины овцы. Она бывала чистой и длинной. Бывало так, что войлок валяли в немытом состоянии, и в нем сохранялся свой жиропот. Жиропот являлся хорошим условием  для качественного валяния. Но при этом шерсть сушили под прямыми лучами солнца в течение нескольких дней, чтобы немного растопить жир. Затем, очищая от пыли и грязи, взбивали ее прутьями и разрыхляли. Для такой работы собирались женщины на трудовую взаимопомощь. Готовую к валянию шерсть раскладывали в одном направлении, сохраняя одинаковую толщину. Основой могла быть циновка или простой материал. Затем, брызгая ее теплым кислым молоком, закручивали в рулон и раскатывали. Укатывали шерсть руками от кистей до локтя, придавливая и закручивая рулон с шерстью. Процесс длился до тех пор, пока не был укатан весь войлок. Войлок обычно делали в виде полотнищ, которые имеют различную толщину.

Райшат Мухарбековна участница многих коллективных и персональных выставок, в том числе выездных:

2012 г.  - "Кавказское многообразие", г.Пятигорск;  

2013 г. - форум в Машуке, выставка "Ингушское подворье", г. Пятигорск;  участие в выставке национального костюма и декоративно-прикладного искусства «Сохраняем народные традиции» в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, г. Карабулак;

2014 г. - "Кавказские игры", г.Грозный;

2015 г. - персональная выставка «Связь времен» в Государственном  музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, г.Карабулак;  Дни Ингушетии в Москве, выставка декоративно-прикладного искусства; персональная выставка «Ингушские войлочные ковры Райшат Ахильговой», г.Тбилиси, Грузия.

А.Измайлов,

заведующий передвижными выставками

Государственного музея изобразительных искусств

 Республики Ингушетия