Версия для слабовидящих

Государственный музей изобразительных искусств Республики Ингушетия

 

 

 

Наш адрес:
Республика Ингушетия,
г. Карабулак,
ул. Джабагиева, 139
Тел/факс:
8(8734) 44-48-56
e-mail:
izori1993@bk.ru
izomuzeum@mail.ru
Почтовый индекс:
386231

Адрес филиала:
Республика Ингушетия,
сельское поселение Джайрахское,
ул. Льянова, 37”а”

 

 

 


 

 

Мастера и ремесленники Ингушетии. Любимое дело Султана Кузьгова

Изготовление изделий из натуральной кожи для многих является любимым хобби, пространством для самовыражения, сферой применения творческого потенциала, а для кого-то еще и источником дополнительного заработка.

У человеческой  личности  очень  много граней, большинство из нас не знает о своих скрытых сторонах, в которых скрываются таланты. Как выбрать идеальный для себя путь развития творчества, если начало идёт с самого детства, а создают что-то новое и творят, исходя из собственных желаний и предпочтений? Такие вопросы задавал себе и Султан  Кузьгов, для которого творчество и поиски его в себе, стали одним из смыслов  жизни.

 

Кузьгов Султан Гериханович родился 22 февраля 1991 года в селе Верхние Ачалуки Малгобекского района. С раннего детства увлекался рисованием, но в кружок по рисованию пошел только в 9-м классе, это и было его осознанное решение. Своими навыками с ним делился замечательный педагог Кузьгов Ийса, которого Султан до сих пор считает своим главным наставником и вдохновителем.

Выбрать будущую профессию Султану Герихановичу было очень сложно, но тяготение к изобразительному искусству стало решающим фактором в принятии положительного решения. По окончании школы Султан Гериханович поступает в Санкт-Петербургский Государственный архитектурно-строительный университет по специальности «Градостроительства и ЖКХ». В первый год учёбы Султану Герихановичу стало очевидным, что выбранный им факультет не имеет ничего общего с изобразительным искусством.

 В 2010 году после года подготовительной работы, которая дала значительную часть базовых навыков для поступления в учебное заведение,  где за плечами у абитуриентов были средние специальные образования, художественные училища, средняя художественная школа при Российской академии художеств, Султан Гериханович поступил в Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина по специальности «архитектура», который успешно окончил в 2016 году.

Творческие интересы Султана разносторонние. Будучи студентом, он увлёкся работой с кожей. Им прочитано и просмотрено множество интересных материалов о настоящих мастерах своего дела, от которых он получал душевное и эстетическое удовольствие. Работа с кожей увлекла его.  В частности, Султан Гериханович предпочитает выполнять любые заказы из кожи растительного дубления, хрома  и рыбьей кожи.

 

В комнате студенческого общежития, с наличием минимума инструментов, один из которых из подручных средств смастерил сам, Султан Гериханович сшил свой первый кожаный кошелёк. Теперь его автору понятно, что он был далеко не профессионального уровня, но восторженная оценка друзей и знакомых не дала Султану Герихановичу бросить увлечение. Поступили предложения заняться работой с кожей и на материальной основе.  Второе изделие получилось очень удачным. Султан Гериханович связывает это не с приобретенными навыками, а наличием качественного материала и профессиональных инструментов. Чуть позже продуктом его нового ремесла стала сумка, по признанию автора, сшитая буквально на коленках вместо рабочего стола, но дух увлеченности не покидал его.

За годы, прошедшие с тех пор, у него было много событий и достижений, но главное – увлеченность изобразительным и декоративно - прикладным искусством – оставалось неизменным.

 

Султан Гериханович сейчас работает главным специалистом отдела архитектуры и градостроительной деятельности Министерства строительства архитектуры и ЖКХ Республики, совмещая работу с преподаванием в Детской  художественной  школе  г. Назрань.

Отсутствие свободного времени,  связанное с большой загруженностью в выполнении служебных обязанностей, не позволяет Султану Герихановичу уделять много времени любимому делу. «Но моё хобби меня не отпускает, и я продолжаю «портить» материал  уже с большим набором инструментов и кожей  высших  сортов от  лучших  кожевенных  фабрик  Италии, - с долей иронии говорит Султан Кузьгов. - Но это минимум того, что хотелось бы иметь для развития  этого вида ремесла и достижения более видимых результатов.

Я с большим интересом общался с этим замечательным человеком, увлеченным своим делом.

- Султан, как вам пришла идея мастерить изделия из кожи?

- Изначально такой идеи, вообще не было. Был огромный интерес к изобразительному творчеству и мастерству, поэтому частенько просматривал видеоролики мастеров по дереву, металлу, коже… И так это все увлекло, что в один день решил взять пару кусков кожи, благо в Петербурге с этим проблем нет, и сшить для себя кошелек из натуральной кожи.

- Начинать было сложно?

          - Теперь уже понимаю, что сложностей была куча, но тогда я этого не замечал. Чего стоит один только факт, что первым из самых необходимых инструментов был пробойник, сделанный мной из старой столовой вилки, так как инструменты нужны специальные, а где их брать, я еще не знал.

- Как учились создавать изделия из кожи?

     -  Учился в основном по видеороликам зарубежных мастеров, методом проб и ошибок, как говорится.

- А как с материалам сейчас? Легко ли достать?

- В нашу республику, обработанную и готовую кожу не привозят, по крайней мере, я не видел такую, поэтому заказываю материал в интернет-магазинах, которые из-за рубежа привозят кожу хорошего качества, в основном из Италии. Основная проблема заключается в том, что приходится выбирать по фотографиям и описанию, в то время, как кожа такой материал, который лучший выбирать на месте. И тут я доверяю именитым заводам и фабрикам.

- Какое оборудование используете?

- Так как это в основном ручная работа, то можно обходиться и без машин. Но, все-таки, стоит отметить, что даже ручной инструмент, который используют мастера по коже, довольно дорогой, а инструменты и оборудование именитых брендов вообще стоят по местным меркам космических денег.
И все же, есть у меня минимум необходимого оборудования, который облегчает процесс и повышает качество изделий. Например, есть недавно приобретенная брусовочная машина (производит спуск края кожи до заданной толщины) и электрический кризер (имеются различные насадки, с помощью которых делаются декоративные канавки, можно загладить краску для уреза). Также ранее я приобрел пресс для тиснения. С его появлением стало в разы легче ставить на изделиях свое клише (логотип).

- Вы создаете достаточно сложные по дизайну сумки. Где набирались опыта?

- Сумок не так много, только-только начал их делать, а желание было всегда. Учителей у меня не было, поэтому все сам, как говорится.  Ну, а до этого просмотрено и прочитано немало материала по  данной теме. И самое главное, что я понял, так это то, что стоит только начать, а дальше -  все как-то само пойдет.

- Появился ли у вас свой потребитель?

- Да, в основном это наши местные жители. Это и понятно, потому что рекламу я не делаю, так как знаю, что не смогу на данном этапе справиться с большим спросом. Все-таки основная работа отнимает очень много времени.

- Сколько времени уходит на создание изделий?

- Заказчиков и интересующихся я предупреждаю,  что заказ будет выполнен не так быстро, опять же в силу того, что времени мало, потому как работаю по вечерам и в единственный выходной день. Даже если не брать это в расчет, во всем мире практика такова, что «bespoke», т.е. индивидуальный заказ делается долго. К примеру, у именитых в наших кругах мастеров на одну сумку может уйти до месяца. Небольшие изделия у меня могут занять день-два, а сумку, к примеру, я сделал за неделю.

- Не планируете расширять производство?

     - О расширении не думал, но думаю о том, чтобы больше времени уделять любимому делу и тем самым поднимать качество на новый уровень. С появлением свободного времени, и срок исполнения заказа сократится. Кроме прочего, надеюсь создать постоянный ассортимент, который будет в наличии, и переходить к более сложным и интересным работам.


Подводя итог, скажу: «Если ты желаешь быть творцом – будь им, дай волю увлечениям, твори для интереса и во благо. Ощути в себе силу и полет фантазии. Занимайся любимым делом, пробуди в себе свое второе, творческое «я», развивай его, и пусть оно появляется в нужный момент».

Хочется пожелать Султану Герихановичу реализации всех своих творческих замыслов.

 

А.Измайлов,

заведующий передвижными выставками

Государственного музея изобразительных искусств

Республики Ингушетии