Версия для слабовидящих

Государственный музей изобразительных искусств Республики Ингушетия

 

 

 

Наш адрес:
Республика Ингушетия,
г. Карабулак,
ул. Джабагиева, 139
Тел/факс:
8(8734) 44-48-56
e-mail:
izori1993@bk.ru
izomuzeum@mail.ru
Почтовый индекс:
386231

Адрес филиала:
Республика Ингушетия,
сельское поселение Джайрахское,
ул. Льянова, 37”а”

 

 

 


 

 

Мотивы родной земли в творчестве Цуроева Аюпа

Мысль, ищущая воплощения в слове, ещё одна особенность дарования Цуроева Аюпа. Живопись, стих, рисунок – различные грани его творческого лица. Обогащая друг друга, они дают каждый раз новое представление о взгляде художника на идею, материал, время, позволяют полнее почувствовать его мировидение.

 

Любители изобразительного искусства Ингушетии хорошо знают имя самобытного художника-живописца и мастера декоративно-прикладного искусства Аюпа Цуроева. Член Союза художников Республики Ингушетия Аюп Даудович Цуроев родился 20 марта 1978 года в селении Яндаре Назрановского района ЧИАССР. В 1993 году окончил Яндыровскую среднюю школу.

Заниматься живописью и изготовлением художественных изделий из дерева, выходя на профессиональный уровень, Аюп Даудович начал сравнительно недавно – около десяти лет назад. Созданные умелыми руками мастера кашпо, вазы, удивительные композиции из различных пород деревьев, предметы домашнего интерьера - поистине произведения искусства. Главное в работах Аюпа Даудовича не внешняя декоративность, а точно найденное соответствие образа, формы и способа воплощения, которое выражено в индивидуальной творческой манере.

 

Приобщение зрителя к творчеству молодого талантливого художника, мастера декоративно-прикладного искусства состоялось в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия в 2011 году на первой персональной выставке под названием «Солнечный всадник». Выставка незамедлительно завоевала симпатию посетителей своими необыкновенными работами.

В своих живописных картинах Аюп Даудович обращается, прежде всего, к первозданной красоте своей малой родины - селения Яндаре и красотам горной Ингушетии. Выезжая на этюды и оставаясь один на один с природой, Аюп Даудович забывает обо всём. Он один на один с землёй, небом, рекой и ведёт с ними только им понятный разговор. Всё это живёт в его душе.

Нужно отметить, что самое трудное для Аюпа Даудовича это сохранить непосредственное восприятие родной природы. Многое зависит от настроения, от общения с окружающим миром. Лучшие произведения возникают тогда, когда состояние природы и собственное душевное состояние перекликаются для творения. Именно в этом видит смысл всего своего творчества, смысл своего искусства Аюп Даудович.

 

Образы его картин близки и понятны зрителю: он узнаёт в них что-то очень родное. И от этого на душе у зрителя становится радостно. Он мастерски умеет передать в пейзаже жизнеутверждающее чувство человеческой любви к природе, лирическому настрою к окружающему ландшафту. Работы Аюпа Даудовича колоритны, трепетны. В каждом произведении неповторимость живописной интонации, своя цветовая гамма, особая поэтическая атмосфера.

В творчестве Аюпа Даудовича можно ясно проследить ещё один подход, выражающийся в изображении дерева в трёх его стадиях существования: когда оно растёт, когда его спилили и когда из него что-то создано. Сдержанно, живописно он изображает ствол живого дерева, игра света и тени проявляется лишь в кроне его и ветвях. Аюп Даудович искренне восхищается гармонией рукотворности и натуральности, естественным процессом органичного вмешательства человека в лад, назначенный природой. Ему близка эта гармония деревьев, домов и просторов. А живописные пейзажи не становятся для него абстрактными «видами», а полны одухотворённости, и даже бесценны.

 

Здесь старинные башни соседствуют с ветхими деревенскими домами, величественные пейзажи сменяются с удачно подмеченными моментами из жизни и переданными на холсте человеческими эмоциями. Особое своеобразие его работам придают непривычные рамки из необработанных ветвей деревьев, которые очень гармонично обрамляют сельские пейзажи.

Уверенный творческий рост обеспечен объединением различных аспектов творчества. Аюп Даудович убедился в действенности этого важного закона искусства. Всегда трудясь над совершенством формы, сложностью колорита, уделяя внимание построению композиции, он хранит в себе живительное воздействие чувств и передаёт их холстам. Благодаря чему они приобретают особую образность и художественную точность, которая находит отклик в зрительских сердцах.

К кисти и холсту потянуло сразу, как только начал экспериментировать с деревом, признается художник: «Пишу то, что радует глаз».

Аюп Даудович участник региональных и всероссийских выставок, на каждой из которых он представляет десятки живописных работ, обрамлённых рамками из необработанных ветвей деревьев и предметов декоративно-прикладного искусства.

 

В своих картинах живописец обращается, прежде всего, к первозданной красоте своей малой родины - селения Яндаре.

Аюп Даудович очень любит свой край и посвящает ему большую часть своего труда. Слова «талантливый человек – талантлив во всём» совершенно очевидно применимы к Аюпу Даудовичу. Художник изображает красоту родной земли не только в живописных произведениях, но и воспевает ее в стихах.

 

Аюп Цуроев «Са Яндаре»

Дунен луре йист а лаьца,

Хоза Iалам чу а лаьца,

Шийлача шовдех пхаьнаш тайса,

Улаш я са Яндаре.

Попай овлаш лаьтта хийца,

Йохаргйоацаш чIоагI а енна,

ДаьгIенашца хьайбаш кхоабаш,

Улаш я са Яндаре.

Кхебаьб эздел хьалха доахаш,

Денал дола къонахий,

Хоастамбеш цу везача Далла,

Дахаш да тхо Яндаре.

Со ва цхьа воI Iа кхебаьрех,

Согар доакха баркал хьона,

Дала даькъал йойла тхона,

Беркате тха Яндаре.

Хьо хьашт долаш ва со тахан,

Аз хьогI сурташ дохкаргда,

Дунен гойтаргья хьа хозал,

Са хьамсара Яндаре!

 

А.Измайлов,

заведующий передвижными выставками

Государственного музея изобразительных искусств

Республики Ингушетии