Версия для слабовидящих

Государственный музей изобразительных искусств Республики Ингушетия

 

Наш адрес:
Республика Ингушетия,
г. Карабулак,
ул. Джабагиева, 139
Тел/факс:
8(8734) 44-48-56
e-mail:
izori@bk.ru
izomuzeum@mail.ru
Почтовый индекс:
386231

Адрес филиала:
Республика Ингушетия,
сельское поселение Джайрахское,
ул. Льянова, 37”а”

 

 

 


 

 

День детского телефона доверия

Дата публикации: 2014-04-25 10:20:00

 24 апреля 2014 года в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия  прошло мероприятие, посвященное Всемирному дню детского телефона доверия. В мероприятии приняли участие студенты Академического международного института. В начале мероприятия  выступила  представитель ГОВД города Карабулак -инспектор подразделения по делам несовершеннолетних Марина Мусаевна Мейриева, а также студенты Академического международного института – студентка 3 курса юридического факультета Зарема Осканова и студентка 1 курса  Цурова Амина, которые зачитали доклады, затрагивающие проблемы сложных  отношений родителей и детей в современном обществе. В заключение мероприятия выступила студентка 3 курса университета Гандарова Камила, выразив свою точку зрения на затрагиваемые проблемы.

 

 

Поздравляем!

Дата публикации: 2014-04-21 11:06:00

 Свой день рождения отмечает замечательный художник Зелимхан Эсмурзиев. Родился Зелимхан Эсмурзиев 20 апреля 1950 года в поселке Профинтерн Казахской ССР. В 1979 году окончил высшее художественное училище имени В.И.Мухиной отделение художественного дизайна. Художник работает в различных жанрах живописи. Его работы, экспонируемые на различных выставках, пользуются неизменным успехом.

Как человека Зелимхана отличает необычайная скромность, доброта, и, самое главное, огромный талант - об этом говорят картины, созданные им и способные рассказать об авторе.

Коллектив Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия искренне поздравляет Зелимхана Эсмурзиева и желает ему осуществления всех начинаний и реализации  творческих замыслов.

В мастерской Магомеда-Башира Оздоева, автора миниатюр башенных комплексов Ингушетии

Дата публикации: 2014-04-15 16:20:00

 

 

Вчера я выкладывал фотографии башенного замка Вовнушки, а сегодня хочу рассказать о человеке, который впервые посетил горную Ингушетию в возрасте 17 лет; красота родного края и величие родных башен,

Вовнушек, его настолько поразила, что он решил научиться воссоздавать их в миниатюре. С нуля он научился этому искусству, сделав несколько десятков макетов, разной сложности и размера, вплоть до нескольких метров, сейчас они выставляются в музеях Ингушетии, и продаются в частные коллекции.

В гости к этому замечательному мастеру, Магомеду-Баширу Оздоеву, приехала съёмочная группа канала Russuan Travel Guide, чтобы записать интервью, а я был вместе с ними, и предлагаю небольшой фоторепортаж. Тем, кто любит башни, миниатюры, и Ингушетию) очень рекомендую.

1. Мастерская Магомеда-Башира небольшая, несколько квадратных метров. Есть еще одно помещение, но интервью решили записывать тут.

2. Пока съёмки не начались, у меня была возможность осмотреться. Макет начинается с чертежа.
3. Основой миниатюр может быть обычный пенопласт :

4. Он обшивается камнями, которые крепятся на клею.

5. В итоге получается такая модель, Вовнушки (вид, кстати, до их реставрации).
6. Вовнушки - это родовые башни Оздоевых, и Магомед-Башир любит их особенно, сделав не менее шести разных копий. Одна сейчас стоит у него во дворе, выше человеческого роста.

7. Завидую тому, в чьи руки она попадет :)

8. Тем временем всё готово и начинается съёмка.
9. Магомед-Башир - один из тех людей, симпатией к которым проникаешься с первой минуты знакомства. Поверьте, это не просто традиционная похвала) Я люблю знакомиться и общаться с людьми, но если бы меня спросили, кто меня поразил в Ингушетии за эту зимнюю поездку, первым я бы назвал именно этого простого парня. Магомед-Башир родился в селе Кантышево, но в раннем детстве с семьей переехал в село Тарское Северной Осетии, где проживало много ингушей - до депортации 1944 года село носило имя Ангушт, там 244 года назад ингуши подписали договор с русским императором о принятии российского подданства. В 1992-м году в результате осетино-ингушского конфликта ингуши были вынуждены ухать и сейчас Магомед-Башир обосновался в Гамурзиево.

10. Не все макеты повторяют существующие башенные комплексы, многие Магомед-Башир придумывает сам. Вдохновение к нему приходит в горах, в которых он стремится уединиться перед очередной работой (как я его понимаю! ;))

12. Создание макетов для Магомед-Башира - хобби, занимается этим для души. По основной специальности он, если я не ошибаюсь, юрист :)
13. Учиться работе по созданию миниатюр Магомед-Баширу пришлось путем проб и ошибок, как правильно делать макеты ему подсказывало собственное чутье.

14. Некоторые макеты Магомед-Башир делал по 6-9 месяцев, для этого нужно колоссальное терпение.
15. Весь материал для макетов - натуральный, Магомед-Башир привозит камни из тех поселений, которые собирается воссоздать в макете.
16. Шлифовка материала.

17. Последний штрих, установка камня на вершину башни.

Это модель вайнахского аула в горах.


28. Работы Магомед-Башира, уверен, видели многие ингуши, например, копия аула Таргим выставлена в краеведческом музее Назрани:
29. А это вновь Вовнушки. Всё таки, это самый впечатляющий комплекс у ингушей :) Во время интервью я не мог отвлекать Магомед-Башира вопросами, зато после удалось перекинуться несколькими словами насчет строительства Вовнушек, и других башенных комплексов Оздоевых, которых в Ингушетии более двух десятков! Я очень рад нашему знакомству, и рад за ингушей, что у них есть такие люди, большие таланты и настоящие патриоты!
Магомед-Башир, успехов тебе во всём!

http://timag82.livejournal.com

Скопировано с сайта Магас.ру

Его имя навсегда останется в памяти

Дата публикации: 2014-04-11 17:32:00

 10 апреля 2014 года ушел из жизни талантливый ингушский художник Дауд Османович Оздоев. Родился художник  19 сентября 1959 года в селе Алексеевка Целиноградской области Казахской ССР. Дауду было 15 лет, когда он впервые пришел в художественную школу города Орджоникидзе, где начал свое обучение под руководством опытного педагога Н.М.Сухинова, определившего его дальнейший выбор профессии. В 1984 году молодой художник работал под руководством известных мастеров Санкт-Петербургской школы Т.К. Добровольской и Н.Г. Лебедева.

В начале 90-х годов начинающий художник много работал в различных жанрах – это пейзажи, натюрморты, портреты, а также  глубоко и всесторонне изучал живопись итальянских, голландских и фламандских художников.

В 1994 году художник несколько месяцев проработал в США, где представил свои работы в двух галереях: «DIZAIN-ART» (Хьюстон) и «WEB-GALERY» (Кросби), которые вызвали  живой  интерес у зрителей  и имели большой успех.

Впервые знакомство ингушского зрителя с  художником состоялось в 1996 году. К этому времени Дауд Оздоев обрел известность не только в России, но и в странах Европы. Когда Дауду Османовичу пришло официальное приглашение от президента и правительства Республики Ингушетия, художник собирался выезжать в США для выставки своих картин. От творческой поездки в Америку Дауд ожидал немалый коммерческий успех. Но, получив приглашение выставляться на родине,

он, ни минуты не сомневаясь и, отменив уже подготовленную поездку в США, выехал в город Назрань. Настолько важна была для  художника встреча с ингушским зрителем. Так в 1996 году в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия состоялась первая персональная выставка Дауда Османовича Оздоева «Кавказская легенда». Достижения художника оценены по достоинству

В 1996 году вместе с другими петербургскими художниками Оздоев выставил свои работы  в Финляндии и ФРГ. В 2000 году состоялась персональная выставка в городе Назрань, участие в выставке «Лики Кавказа» в городе Ростов-на-Дону.

В 2001 году прошли две персональные выставки художника: «Путешествие на Кавказ» в Государственном историко-мемориальном музее Смольный, а также выставка в Мраморном зале Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге. В 2007 году работы Дауда принимали участие в выставках «Искусство Петербурга», «За пушкинской строкой» в городе Санкт-Петербург, а также в Ингушетии на выставке «Россия – наш общий дом».  

В последующие годы он написал множество новых работ и планировал очередную персональную выставку своих полотен, которая, несомненно, стало бы огромным событием для почитателей его творчества и таланта. 

В 2013 году Дауд Османович вместе со старшим научным сотрудником Музея антропологии и этнографии (Кунскамера) Маккой Албогачиевой провели большую  исследовательскую работу по возвращению уникального ингушского памятника средневекового искусства бронзовой фигурки «Орел Сулеймана», которая хранится с 1939 года в Эрмитаже города Санкт- Петербург. Изучив и проанализировав научные источники об этом историческом памятнике, художник установил, что фигурка орла является штандартом и изготовил макет этого древнего ингушского символа.

В 1998 году Оздоеву  было присвоено высокое звание «Народный художник Ингушетии», а 4 июня 2012 года указом главы Республики Ингушетия Ю.-Б. Евкуровым художник был награжден орденом «За заслуги».

Дауд Османович Оздоев оставил богатое наследие - свои замечательные картины, которые навсегда сохранят память о нем в наших сердцах.

Коллектив Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия  выражает глубокие соболезнования семье и близким Народного художника Республики Ингушетия Дауда Османовича Оздоева.

 Дала гешт долда цунна, вийрза моттиг, Дала даькъала йойла.

 

Пресс-служба Государственного музея

изобразительных искусств Республики Ингушетия

Свой 75-летний юбилей отметил Народный художник Республики Ингушетия Зяудин Висангиреевич Батаев.

Дата публикации: 2014-04-10 17:31:00

 Родился Зяудин Батаев 7 апреля 1939 года в селе Чернореченском Пригородного района ЧИАССР. Отслужив в армии, он поступил на Ленинградский фарфоровый завод им. М. Ломоносова  учеником живописца. Там он впервые столкнулся с профессией стеклодува и, благодаря своему таланту и трудолюбию, приобрёл высокую квалификацию. Затем по приглашению представителей создавшегося тогда Новосибирского Академгородка 10 лет проработал в мастерской института физики полупроводников. Там же мастер начал создавать первые художественные произведения из кварца и стекла.

 

Свои первые работы мастер создает стеклодувным методом из кварца - плавленый хрусталь, а также технического, цветного и бутылочного стекла, они небольшого размера, но столь выразительны и пластически «заряжены», что создают впечатление сильного эмоционального поля, заряжающего зрителя своей энергией и неповторимостью. Художник является участником многочисленных выставок,  как в нашей республике, так и за ее пределами. Поздравляем Зяудина Висангиреевича с юбилеем и желаем ему крепкого здоровья и больших творческих успехов.

Очередной субботник

Дата публикации: 2014-04-08 10:55:00

апреля 2014 года сотрудники Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия провели очередной субботник по уборке прилегающей территории музея. Территория была очищена от сорняков, выбоины и ямы закрыты асфальтом.

5 апреля исполняется 119 лет со дня рождения Хаджи-Бекира Бачиевича Ахриева

Дата публикации: 2014-04-04 10:56:00

  Родился художник в селении Фуртоуг, в самом сердце горной Ингушетии. Воспитанник Строгановского художественно-технического училища по специальности скульптор, он принадлежал к числу той национальной интеллигенции, которая не задавалась вопросом - принимать или не принимать революцию? Он воспринял это величайшее событие как нечто давно назревшее и закономерное. Поэтому важным аспектом творчества художника был  разносторонний интерес к событиям, происходящим на его родине, выразившейся в многочисленных этюдах и картинах, на которых исключительно объективно и достоверно запечатлены  яркие эпизоды этого смутного времени.

Наиболее значимым периодом его творчества были 30-е годы. В начале тридцатых годов им был разработан проект памятника, посвященного борцам революции в селении Базоркино. К 1931 году художником были написаны картины «Бой под селениями Сурхахи и Экажево», «Совнарком Горской республики в горах в 1919г.», «Бой ингушей с деникинцами в 1919 году» и другие работы, которые были представлены на первой краевой олимпиаде в городе Ростов-на-Дону, вызвав большой интерес у профессиональных художников, а также у широкой зрительской аудитории. Картины были высоко оценены комиссией, и автор завоевал первое место.

Будучи скульптором по профессии, он много и плодотворно работал в области декоративной скульптуры, к которой традиционно относится малая пластика, в частности резьба по кости. Судя по воспоминаниям современников, Ахриев был искусным резчиком по слоновой кости и кабаньему клыку. Его миниатюры – медальоны, кулоны, табакерки, шкатулки, броши отличались высоким мастерством и изяществом.

Любовь к истории родного края, народным сказаниям ингушей обусловила живой интерес живописца к научным экспедициям, активным участником которых он был вместе с известными учеными-кавказоведами  Л.П.Семеновым, Г.К. Мартиросьянцем, Е.И. Крупновым. «Талантливый ингушский художник  Хаджи-Бекир  Ахриев - прекрасный знаток местного края. Этому замечательному человеку я обязан своим ранним и непосредственным знакомством с прекрасной природой Ингушетии и с образцами устного народного творчества» - так писал о нем известный ученый, профессор Е. И. Крупнов. Живописные произведения художник создавал по собственным впечатлениям, а также по рассказам очевидцев о революционных событиях, что дало автору богатый материал для написания целого ряда батальных картин, в которых он выступил смелым реформатором этого жанра. Протест против колониализма, бессмысленного убийства человека человеком концентрированно выразился в его работе «Защита аула Эбен ингушами в 1830 году». Эта работа, по словам автора, была посвящена великим завоевателям прошлым, настоящим и будущим.

Особую линию в творчестве Хаджи-Бекира Ахриева  составляют сюжетные произведения исторического направления, одна из которых - «Жертвоприношение на Столовой горе». Обращение художника к языческому прошлому ингушей выразилось в создании этого масштабного полотна, повествующего об обряде, совершавшемся в старину перед святилищем Мятцели. Об этом значительном для его творчества произведении мы можем судить лишь, по отзывам современников. «Эта красочная картина Хаджи-Бекира Ахриева, - отмечал профессор Семенов, - очень содержательна по замыслу, глубоко оригинальна и смелая по композиции. Обнаруживается превосходное знание автором прошлого и современного быта ингушей».

Замечательны  также работы «Женщины, идущие на покос», небольшие акварельные зарисовки, преимущественно аулов Ингушетии, в которых живописец воплотил свои представления о красоте и гармонии окружающей природы родного края.

В 1997 году, к 5-летию образования республики Ингушетия, губернатором Ставропольского края были подарены три мастерски выполненные акварельные копии  работ Хаджи-Бекира Ахриева, благодаря которым мы можем судить об уникальном таланте  художника, не успевшего полностью реализовать свой богатый творческий потенциал.

Жизнь Хаджи-Бекира Ахриева безвременно оборвалась в 1940 году. По доносу  в 1934 году он был арестован и как политический ссыльный отправлен на строительство Беломорканала. О дальнейшей жизни художника ничего не известно. По всей вероятности, он разделил трагическую судьбу миллионов невинных жертв, погибших и пропавших бесследно в сталинских лагерях. Не менее трагична, оказалась и судьба его произведений, большая часть которых была сожжена при аресте, а то, что по крупицам удалось собрать в последующие годы было уничтожено во время боевых действий в г. Грозный.

За свою непродолжительную жизнь художник внес неоценимый вклад в становление и развитие ингушского национального изобразительного искусства.  Его творчество стало символом вечного обновления и неразрывности  исторической и культурной связи поколений.   

Субботник в музее

Дата публикации: 2014-03-31 16:19:00

  29 марта 2014 года сотрудники Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия провели очередной субботник по уборке прилегающей территории музея. 

24 марта 2014 года исполняется 110 лет со дня рождения Гази - Магомеда Албастовича Даурбекова - одного из первых профессиональных ингушских художников

Дата публикации: 2014-03-31 15:56:00

 Сегодня о его самобытном творчестве мы можем судить лишь по фотографиям и нескольким  акварельным копиям. К сожалению, даже в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия  нет ни одной картины или рисунка этого талантливого художника.  Гази-Магомед Даурбеков родился 24 марта 1904г. в селении Барсуки, Назрановского округа Терской области. После установления Советской власти в Ингушетии его, как наиболее одаренного юношу, послали на учебу в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН) города Санкт-Петербург, а  в 1930 году он успешно  окончил  факультет живописи. Одним из первых значимых произведений начинающего художника стала дипломная работа "Горцы в засаде", посвященная борьбе горцев за  независимость. Она отображала эпизод, взятый из истории гражданской войны на Северном  Кавказе 1918-20гг.

Тема национально-освободительной борьбы кавказского народа была основной в раннем творчестве Гази-Магомеда Даурбекова. Молодой художник  на 1-й краевой выставке Северного Кавказа в 1935г. представил большую самостоятельную работу "Похороны комиссара Бутырина". Композиция этого полотна отличается четкостью, цельностью, своеобразным выразительным лаконизмом. Это произведение было отмечено на выставке как "реалистически-документальное" и получило одну из первых премий. А о самом Даурбекове критики писали, что он "художник, несомненно, талантливый." Создание такого полотна в то время, когда шла борьба с формализмом, являлось событием не только художественным, но и нравственно-политическим.

В Чечено-Ингушском музее изобразительных искусств им. П.Захарова хранились более поздние  акварельные варианты работ автора, написанные  маслом в 30-е годы: "Кескемский бой", "Главный окоп ингушских партизан у села Долаково", "Обстрел белогвардейцами отступающих  жителей с. Экажево" и другие произведения, которые безвозвратно потеряны и уничтожены во время боевых действий в г. Грозном.

Особую линию в творчестве Даурбекова составляют работы, отразившие сочувственное отношение  исповедовавшего идеи свободы и справедливости художника к революционной борьбе ингушского народа, к ее историческим истокам. Подтверждением тому служат картины "Назрановское восстание1858г.", "Воздвиженский бой" и  другие.

Талантливый живописец, он пробовал свои силы в области книжных иллюстраций легендарной повести Л.Н.Толстого "Хаджи-Мурад", книги Б.Зязикова "Девять дней из жизни героя", посвященной герою гражданской войны М.Нальгиеву.

Большое  значение для художника имеет портретное искусство. Обращение к этому жанру связано у него с поисками новых образных и живописных подходов. Постижение внутреннего мира человека, глубокое проникновение в его духовный мир отличают исполненные Гази-Магомедом Даурбековым портреты героев гражданской  Т.Гарданова, З.Яндиева,   Х.Орцханова, Б.Ахриева, а также портреты, выполненные карандашом: "Красный партизан Х.Барханоев", "Гандаров Али - проводник С.Орджоникидзе". Подавляющее большинство этих работ были выполнены в 30-е - 40-е годы и почти все утеряны в период депортации ингушей в 1944г. В настоящее время мы можем судить о них лишь по карандашным эскизам,  репродукциям, фотографиям и авторским акварельным копиям, хранящимся в Государственном краеведческом музее им. Т. Мальсагова. Несколько акварельных копий - это все что осталось из богатого наследия этого замечательного художника: "Взятие ингушами броневика во Владикавказе" 1970г, "Приезд С.Орджоникидзе в с. Сурхахи" 1975г., "Сбор ингушей на помощь Владикавказу" 1970г., "Три беседующих старика". По акварельным вариантам трудно судить о живописных достоинствах и недостатках исполнения Даурбековым  тематических полотен, однако они, несомненно, говорят об умении автора естественно строить композицию, о его несомненном живописном таланте.

Художник бережно, с документальной точностью воссоздал отдельные эпизоды величайшего исторического момента языком высокого искусства. Это были первые шаги молодой национальной живописи, порой еще наивные, робкие, вместе с тем они составляют образную летопись  истории Ингушетии, ее героического прошлого

В заключении, хотелось бы отметить,  что, к сожалению, в нашей республике  нет каких-либо серьезных научных исследований и  систематизированных материалов по истории изобразительного искусства Ингушетии объективно и   подробно рассматривающих творчество  родоначальников отечественного художественного искусства Гази-Магомеда Даурбекова и  Хаджи-Бекира  Ахриева, чьи произведения вошли  в золотой фонд большого искусства  уже минувшего  20 века и не теряют своей актуальности в ныне текущем 21 столетии.

 

Памяти художника

Дата публикации: 2014-03-18 11:51:00

Коллектив Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия с прискорбием извещает, что после тяжелой и продолжительной болезни на 71 году жизни скончался известный в нашей республике художник, мастер декоративно-прикладного творчества Накир Юнусович Озиев. Родился Накир Юнусович 9 марта 1944 года в Кустанайской области Казахской ССР. После окончания школы  поступил в Московский университет искусств на отделение станковой живописи. Но, к сожалению, образование так и осталось незаконченным. И, тем не менее, тяга к искусству не покидала его, всё свое свободное время он  посвящал творчеству. Представитель талантливого поколения художников «шестидесятников» Накир Юнусович  был  одаренным мастером резьбы по дереву.  Зрителям нашей республики широко известны его работы - деревянные панно «Мурдаш», «Илли», «Пиршество» и многие другие произведения, хранящиеся в Государственном музее изобразительных искусств. Он прожил яркую и достойную жизнь, большая часть которой было отдана искусству. Выражаем глубокие и искренние соболезнования родным и близким Накира Юнусовича Озиева.

Дала гешт долда цунна, вийрза моттиг Дала даькъала йойла!

  

Коллектив Государственного музея

 

изобразительных искусств Республики Ингушетия