Версия для слабовидящих

Государственный музей изобразительных искусств Республики Ингушетия

 

 

 

Наш адрес:
Республика Ингушетия,
г. Карабулак,
ул. Джабагиева, 139
Тел/факс:
8(8734) 44-48-56
e-mail:
izori1993@bk.ru
izomuzeum@mail.ru
Почтовый индекс:
386231

Адрес филиала:
Республика Ингушетия,
сельское поселение Джайрахское,
ул. Льянова, 37”а”

 

 

 


 

 

Уникальные произведения искусства Этнокультурные традиции и история в творчестве Айшат Даурбековой

С Айшат Халитовной Даурбековой нас свела судьба лет 20 назад. 6 июля 2020 года она отметила свой юбилей. Свои поздравления хочу выразить в статье, которую скромно назвала «Этнокультурные традиции и история в творчестве Айшат Даурбековой» и пожелать ей новых творческих успехов!

 

Родилась Айшат в селе Фадеевка Кустанайской области Казахской ССР в семье Халита Даурбекова. С мамой художницы — красивой и благородной женщиной — мне удалось пообщаться у них дома в селе Барсуки в 90-х годах. С отцом, к сожалению, нет. Но из рассказов мне известно, что Халит Даурбеков окончил рабфак во Владикавказе, был образованным человеком, знал и общался со многими передовыми людьми своего времени, собирал уникальные поделки и орнаменты ингушей, интересовался историей и культурой. И благодаря именно его участию в Казахстане был создан войлочный ковёр, который сохранился в семье Даурбековых.

После школы Айшат поступила в художественную школу в Грозном, затем — в художественное училище в Краснодаре. Училась она на отделении живописи. Нужно отметить, что талант её был, если верить природе, унаследован от старшего поколения родственников — Гази-Магомеда Даурбекова, с которым её связывает не только кровное, но и духовное родство. Ей приятно вспоминать оценку, данную им юной художнице. Талантливым был отец Айшат — Халит, и ее родные братья.

С первых дней знакомства с ней и её картинами мое внимание привлекла национальная составляющая в работах. Она, как её предшественники и коллеги, известные ингушские художники Х.-Б. Ахриев, Г.-М. Даурбеков, З. Эсмурзиев, Х.-А. Имагожев и другие, является ещё и художником-этнографом. По её работам можно говорить о древней и современной истории народа, трагических страницах жизни и возрождении, о природно-географическом состоянии края, о материальной и духовной культуре, характере народа.

 

Историко-географическое пространство

Айшат много и плодотворно работает в окрестностях Ингушетии, совершает творческие поездки в горные районы и пишет картины удивительной проникновенности и душевной чистоты. Это такие работы, как «Снег в горах», «Эрзи», «Зима», «Снег на Столовой горе», «Дорога в Армхи», «Осень в горах», «Таргим», «Поток Армхи», «По реке Ассе», «Горный пейзаж», «В горах» и др.

Она любит писать картины на природе. Как-то по пути в горы она увидела позолоченные верхушки гор. «Это было незабываемое зрелище!» — вспоминает она сегодня. И, конечно, она воспроизвела увиденное на своих полотнах. Она безумно любит горы Ингушетии и ее необыкновенную архитектуру. Башни, казалось бы, похожи друг на друга, но это далеко не так. Они индивидуальны, как и отдельные люди, считает она. И появляются полотна с городами и крепостями горной Ингушетии: «Башни в сумерках», «Лейми», «Пуй», «Тхаба-Ерды», «Вовнушки», «Баркин» и др.

Айшат — очень тонкий пейзажист, наделенным особым художественным восприятием природы. И не только. Она воспитана в ингушских традициях и обладает глубокими познаниями в культуре своего народа, как в образе общения и в жизни, так и в искусстве.

 

Этнография и фольклор в творчестве художницы

Художница интересуется этнографией и фольклором народа и, как творческий человек, много времени уделяет изучению древних сказаний и легенд, мифов и преданий, мужественным образам, на которых воспитывалось не одно поколение людей. Это и образ «Прометея», прикованного к горам Кавказа, который она передала в своих полотнах, и образ гордой «Амазонки», переданный в богатой цветовой гамме.

Особую линию в творчестве художницы составляют сюжетные картины, в которых показаны обряды, торжественные и радостные события в жизни людей. Это и «Свадьба в Эгикале», «Ловзар» и др.

 

В масштабном многоплановом полотне «Свадьба в Эгикале» Айшат показывает горный край, башенную архитектуру. И это лишь фон, на котором происходит основное событие картины — свадьба. Свадьба, рожденная именно в этих местах, своей глубиной, участием многочисленных родственников и друзей завораживает современников. На ней мы видим тройку лошадей, всадников, которые скачут рядом, и всю процессию в едином порыве и движении.

Картина романтична и в то же время полна мимолетной прелести реальной жизни. А ведь художнику, чтобы ему поверил зритель, нужно знать и вникать во многие вопросы материальной культуры, в том числе мужской и женской одежды, времени и эпохи, снаряжения лошадей и фаэтона, в различные детали. И это уже отдельная, поисковая работа, которую приходится выполнять каждому художнику.

В её картине образы стройных и мужественных джигитов, скромных девушек представлены в богатой цветовой палитре. С большим мастерством ей удалось передать дух и национальный колорит свадебного торжества.

Не скрою, мне было приятно слышать от художницы, что на неё яркое впечатление произвела моя книга «Традиционный свадебный обряд и этикет ингушей», отрывок из которой она попыталась воспроизвести в картине «Ловзар», и с точностью на память зачитала сюжет из книги.

 

Страницы истории в полотнах художницы

Айшат Даурбекова глубоко национальна и вместе с народом радуется его успехам, огорчается и страстно переживает за трагические страницы его истории. Художник создает картины, полные гордости, трагедии и боли за свой народ. Это картина «Он не вернулся из боя», написанная к 60-летию Великой Победы, картина «Портрет участника Великой Отечественной Войны Ахмеда Даурбекова», в которой ей удалось запечатлеть мужество в спокойном и достойном образе человека-победителя. Сегодня эта картина находится в основном фонде музея изобразительных искусств Ингушетии.

На картинах о депортации — «Изгнание» и «Черная среда» — показано, как холодным февральским днем изгоняли ингушей, лживо обвиненных в пособничестве фашистской Германии, в то время, когда их отцы и сыновья боролись с фашистами на всех фронтах Великой Отечественной войны. С картины «Изгнание» веет холодом, растерянностью и болью. Художник показывает исторический факт и процесс депортации с гор, когда в морозный холод выгоняли людей из своих домов. И это ей удалось так, что без содрогания невозможно «читать» картину.

 

В другой картине Айшат Даурбекова показывает, как ранним утром ворвались в дом солдаты и торопят растерянных людей, а за окном уже движется группа изгнанных сельчан в указанном направлении. Сюжет картины впечатляет: больную бабушку обувает внук, дети смотрят с надеждой на солдат, все еще думая, что все это происходит во сне, хозяйка дома с ребенком на руках стоит в оцепенении. И даже при этом, передавая всю боль происходящего, Айшат Даурбекова с точностью передает в картине «Черная среда» интерьер, быт и, самое главное, символ — солярный знак на войлочном ковре, который издревле гласит, что все идет по кругу и неминуемо, эта жестокая акция, направленная на уничтожение народа, потерпит крах, и народ вернется.

Каждая из таких работ проходит через душу и сердце этой молодой женщины. Она плачет душой, и эту боль изливает кистью. И снова трагедия 1992 года, когда из Пригородного района и города Владикавказа поток людей устремился в горы, спасая жизни. И снова кисть в руках художника «плачет» и пишет картину «Дорога жизни. 1992», повествующая о том, как Джейрахское и Ассинское ущелья горной Ингушетии стали дорогой жизни для тех, кто, спасаясь, шел к своим родным, в то время как другие дороги были закрыты для них.

 

 

Портретный жанр

Самобытность дарования Айшат Даурбековой проявилась и в портретном жанре. В ее творчестве нашли отражение как образы народных героев, признанных своим мужеством и благородным участием в судьбе — «Уциг Мальсаг», «Бейсар Мочх» и др., так и государственные деятели («Идрис Зязиков»), просветители и писатели («Чах Ахриев», «Салман Озиев с друзьями») и др.

Портрет «Гази-Магомед Даурбеков» она воспроизвела по фотографии художника. Художница акцентирует внимание зрителей на этой незаурядной личности с богатым внутренним миром и многогранным талантом, подчеркивая при этом природную скромность мастера. Тайную грусть и тоску человека, немало повидавшего на своем веку, глубокую печаль, застывшую в темных глазах героя, Айшат сумела передать проникновенно. Эта картина также находится в основных фондах музея изобразительных искусств с 2011 года.

 

 

Есть в коллекции ее картин портрет, который несет умиротворение и чувство уверенности в незыблемости традиций — «Нани в ожидании», выполненная в 1995 году. Бабушка сидит к нам спиной, на крыльце, а вдали виднеется село. Лунный свет освещает её благородную фигуру. Дом с верандой, кувшин, две тыквы... Тишина. Присущая художнице исключительная скромность является той основой, которая позволяет ей создавать такие национальные полотна.

 

Многогранность таланта Айшат Даурбековой

Натюрморты, созданные художницей, полны живописной и эмоциональной экспрессии. Блестяще выполнены натюрморты «Осенний букет», «Ваза с цветами», «Полевые цветы» и др. В настоящее время работает в различных направлениях декоративно-прикладного искусства, совершенствуя свое мастерство в ковроткачестве, декупаже и других видах творчества.

Сегодня она увлеклась живописью, которую пишет шерстью, и снова воспевает Кавказ и свой край. Но, как творческий человек, находящийся в постоянном поиске, она создает не только картины из шерсти, но и различные изделия и уже принимает участие в выставках произведений декоративно-прикладного искусства в республике и за ее пределами. Одна из картин, написанных шерстью — «Полевые цветы», была подарена мне и сегодня находится на выставке в мастерской «Истинг» в Республиканском доме народного творчества Ингушетии в числе изделий из войлока и шерсти.

Как художественный редактор детского журнала «Села1ад», Айшат Даурбекова создает прекрасные образы к рассказам, сказкам и другим детским произведениям и находит отклик в детских сердцах. «Живопись подобна музыке, — говорит Айшат. — Я хочу, чтобы наши дети любили искусство, стремились к нему, ибо оно должно служить прогрессу человечества». Некоторые из ее учеников продолжили обучение в художественных вузах страны. Человек искусства должен воспитывать в себе и других духовные ценности, считает Айшат, и сама в полной мере соответствует этому.

Народный художник Ингушетии, член Союза художников России, постоянная участница многочисленных выставок в республике, регионах, в странах ближнего и дальнего зарубежья. Её картины хранятся в Государственном музее изобразительных искусств Ингушетии, в Ингушском государственном музее краеведения имени Т. Мальсагова, в Мемориальном комплексе жертвам репрессий, в частных коллекциях.

Рождение произведения изобразительного искусства — это процесс загадочный, покрытый тайной. Завеса тайны чуть приподнимается в тот момент, когда мы испытываем восторг, глядя на картину, тронувшую струны нашей души.

 

Айшат Даурбекова — известный художник со своим почерком. Богатая интуиция и любовь к своему народу и искусству подсказывают ей темы, которым она себя всецело отдает и создает уникальные произведения искусства.

 

Зейнеп Дзарахова