Даурбеков Гази-Магомед Албастович (1904-1974)
Один из первых профессиональных художников Ингушетии. Окончил Назрановскую горскую школу и Владикавказскую гимназию. В 1930 г. окончил живописный факультет Ленинградского Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН), ныне Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина при Российской академии художеств. Учителями Г-М. Даурбекова были известные российские художники А.А. Рылов и К. П. Петров-Водкин. Профессионально занимался живописным творчеством. Участвовал в археологических и этнографических экспедициях по горной Ингушетии, где вместе с известными учеными-историками Л. П. Семеновым, И. Шеблыкиным, М. Базоркиным прошел по горной Ингушетии, и сделал множество зарисовок, которые использовал в своих фундаментальных работах. Автор картин: «Горцы в засаде» (1930), «Восстание полка против мобилизации в Белую армию» (1933-1934), «Главный окоп у Долаковского кладбища», «Выступление Г. Ахриева в горном селе», «Кескемский бой», «Серго Орджоникидзе перевязывает раненого ингуша», «Выступление С. Орджоникидзе и С. Кирова в ингушском селе Базоркино», «Взятие ингушами броневика во Владикавказе», «Насыр-кортский бой с деникинцами с участием женщин», «Назрановское восстание 1958 г.» Д. принадлежат портреты выдающихся ингушских героев гражданской войны Торко-Хаджи Гарданова, Заама Яндиева, Хизира Орцханова. В 1935 г. на краевой Северо-Кавказской художественной выставке в Пятигорске получил премию за картину «Похороны Бутырина». Хорошее знание ингушского быта и устного народного творчества позволили написать такие картины, как «Колой –кант –ингушский богатырь», «Примирение кровников», «Белхи», «Сватовство» и другие. Занимался станковой и книжной графикой. Автор большинства иллюстраций школьных учебников, выходивших в Чечне и Ингушетии до 1944 г. Иллюстрировал «Хаджи-Мурата» Л.Н. Толстого, и «Робинзона Крузо» Даниеля Дефо. Депортация ингушского народа в 1944 г. прервала творческие поиски Г-М. Даурбекова, и художник вынужден был работать декоратором Русского драмтеатра в г. Кустанае Казахстана. В 1957 г. в числе первых вернулся на родину и продолжал работу в живописи и графике. Работы Д. экспонировались в музеях и выставочных залах Пятигорска, Грозного, Государственного исторического музея Москвы. Многие картины одного первых ингушских художников-профессионалов хранились в Музее изобразительных искусств им. П. Захарова в Грозном, где и пропали во время контртеррористической операции в середине 1990-х годов. В Ингушском краеведческом музее хранятся лишь карандашные наброски, эскизы, репродукции, фотографии и авторские акварельные копии.