80 лет Великой Победы! Семейные хроники Великой Отечественной войны. История моей семьи Булах и Соколовых
Каждый из нас дорожит историей своей семьи, своего рода, так как испытываешь удивительные эмоции, изучая хронику событий ушедшей эпохи.
Прошло пять лет, как я потеряла моих горячо любимых родителей. Время проходит, остаются воспоминания, потертые альбомы с пожелтевшими фотографиями, но память о близких мне людях и их рассказы о пережитом во время Великой Отечественной войны для меня священны. Я бережно храню их в своём сердце и передаю по крупицам своему сыну, который чтит и уважает память о своих предках. Мои родители: отец Булах Владимир Максимович родился в городе Коростышеве, Житомирской области Украинской ССР в 1931 году, мама Булах Инна (Интерна) Серафимовна, родилась в городе Кронштадте в 1935 году. Будучи детьми, они пережили немецкую оккупацию.
Мама до конца жизни плакала, вспоминая те страшные годы. Она с горечью и болью рассказывала, как ходила в обуви из тряпок, голодала, как её вели на расстрел, так как сосед донёс, что она является дочерью комиссара, как женщина во время бомбежки не пустила их с бабушкой в дом, как фашисты на ее глазах застрелили собаку и тут же оторвали голову курице. Мама находилась в немецкой оккупации в городе Кировограде, где смогла уцелеть только благодаря своей бабушке Ирине Семёновне, которая сумела сохранить даже паспорт, умудряясь обманывать фашистов. Как-то бабушке рядовые немцы приказали приготовить для них ужин, но она пошла на хитрость. Ирина Семёновна накормила маму и других близких, разбросала куриные кости по дому, разбила посуду, порвала на себе одежду. Когда немцы пришли на ужин, она сказала, что ворвались представители СС, которые напали на нее, отобрав всю еду. Мама запомнила на всю жизнь, как они с бабушкой шли по дороге и видели, как местные жители кидали куски тыквы нашим пленным, за что фашисты их стегали плетками по рукам. Детские воспоминания – это бесценный дар, свидетельство о страшных годах жестокой войны.
Мой папа, Владимир Максимович, был эвакуирован со своей матерью Верой Дмитриевной, братом Александром Максимовичем и сестрой Инной Максимовной из - под Киева. Их эшелон был атакован вражеской авиацией под Воронежем, и они оказались в чистом поле вблизи городка Острогожска Воронежской области. Их приютила незнакомая женщина, дала кров в своей квартире.
Потом Острогожск заняли немцы, так семья моего отца попала в оккупацию. Часто папина мама уходила в город, чтобы найти хоть какое-то пропитание для своих детей, а когда возвращалась, то видела простреленные автоматными очередями двери квартиры.
Захватчики страшно бесчинствовали в Острогожске: закрыли все культурные учреждения, школы, кинотеатры, разрушили городской театр, сожгли картинную галерею имени Крамского, закрыли радиоузел, и в его помещении устроили конюшню, городскую библиотеку превратили в склад. Население голодало, гитлеровцы лишили народ хлеба. Немцы вместе с мадьярами (венгры были союзниками фашистского режима) врывались в дома местных жителей, грабили все, что попадалось под руку.
Когда части Красной Армии стали приближаться к городу, гитлеровцы учинили открытую расправу над пленными красноармейцами и мирным населением. На базарной площади они расстреляли большую группу красноармейцев, отказавшихся уходить с ними. На окраине города они забросали гранатами подвал, куда согнали население дома. Страшно даже представить, что пережил мой отец и его семья в то время.
Город Острогожск был освобождён войсками Красной Армии 20 января 1943 года в результате осуществления Острогожско-Россошанской наступательной операции. В ходе этой операции было уничтожено более 15 дивизий врага, а шести дивизиям нанесено тяжёлое поражение. В боях только за Острогожск погибло около 5000 советских воинов.
После освобождения Воронежа, по просьбе отца моего папы, за ними приехал его брат Николай, который перевёз их в Дарницу – в пригород Киева.
Я всегда восхищалась стойкостью и мужеством своих родителей, зная, какие тяжкие испытания выпали на их долю в детстве. Они привили мне бесконечную любовь к Родине, уважение к памяти павших во время Великой Отечественной войны. Я всегда воспитывалась на патриотической литературе. Когда мой отец работал за границей, у нас в семье была традиция – обязательно возлагать цветы на могилы советских воинов.
Несмотря на тяжёлое детство, родители стали достойными людьми. Оба закончили Ленинградскую лесотехническую академию имени С.М. Кирова в 1950-х годах. Мама большую часть своей жизни посвятила семье и моему воспитанию. Так как старшего сына они потеряли по вине врачей, вся любовь родителей была направлена на меня. Благодаря влиянию мамы я читала очень много классической литературы, полюбила музыку Моцарта, Чайковского, Брамса, Бетховена, увлекалась изучением мирового искусства, что побудило меня получить профессию искусствоведа.
Папа работал простым инженером, постоянно совершенствовал свои знания, блестяще владел английским, немецким, польским языками, читал иностранную литературу в подлинниках. Был очень выдержанным, скромным, невероятно добрым человеком. Какое-то время работал за границей в торгпредстве Великобритании, Венгрии и Польши, где достойно представлял огромное советское предприятие «Экспортлес», основанное в 1920-е годы для экспорта древесины на мировой рынок.
Благодаря отцу еще в раннем детстве я познакомилась с историей и культурой европейских стран. Наша семья всегда жила очень скромно, несмотря на пребывание за границей, так как отец считал, что главное – это духовное воспитание, а не материальные блага. Из заграничных поездок он чаще всего привозил книги и сувениры, что нередко вызывало у коллег иронию. Родители очень любили друг друга, прожив вместе 60 лет.
Когда мама умерла в 2020 году, отец нуждался в уходе, и я забрала его к себе. Привезла в город Грозный, в котором проживаю последние 10 лет. Тоскуя по маме, он буквально на следующий день попал в больницу и скончался через 5 дней.
Отцы моих родителей храбро воевали против фашизма. Дедушка по отцовской линии – Булах Максим Петрович (1902 года рождения) прошёл всю войну, сражался под Ржевом, закончил войну под Прагой, удостоен множества наград.
Максим Петрович после войны долгое время работал в леспромхозах Западной Украины и Карелии. Он был очень добрым человеком, с большим чувством юмора, дружил с соседями, обожал рыбалку, мастерски играл в шахматы и научил этой игре мою двоюродную сестру Елену.
Дедушка скончался в 1984 году. Всегда вспоминаю его с огромной теплотой и нежностью. Он очень любил меня и всегда баловал, ласково называя Анукой. Тайком от мамы угощал дорогими шоколадными конфетами, а потом просил, чтобы я об этом не рассказывала родителям, так как у меня на сладкое была сильная аллергия. Чудом сохранились его два письма с фронта, которые я бережно храню.
Дедушка по материнской линии – Соколов Серафим Леонидович, военный комиссар Либавской береговой базы 1-й бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота. Родился 14 июня 1909 года, уроженец города Евпатории Крымской АССР РСФСР. Был очень интересным человеком, который добился многого в своей жизни, был прекрасным семьянином, строгим отцом, но обожал своих детей: мою маму Инну и её брата Валерия Серафимовича, ставшего тоже военным и успешным преподавателем. Дедушка с невероятной нежностью относился к своей супруге Марии Николаевне, моей бабушке, у которой было очень тяжелое детство.
Дедушка Серафим Леонидович родился в семье служащего, помогал матери, сестре, брату, когда они лишились отца. Он всё время стремился к знаниям, окончил школу сигнальщиков Краснознамённого Балтфлота в 1932 году, курсы секретарей комсомольского бюро при Политическом управлении Балтийского флота (Пубалт) в 1938 году, а также учился на первом курсе Коммуны при Пубалте в 1938 году. Мне даже удалось получить копию его автобиографии из Центрального военно-морского архива. Интересен тот факт, что брат моего дедушки Соколов Сергей Леонидович Герой Советского Союза, стал известным советским военачальником, старейшим маршалом Советского Союза, перешагнувшим столетний рубеж, министром обороны СССР в 1984–1987 годах. Сергей Леонидович вместе со своей супругой Марией Самойловной прожили вместе более 65 лет в любви и согласии. И, как в сказке, они ушли в мир иной почти одновременно: Сергея Леонидовича не стало 31 августа 2012 года, а его супруги – на 2 дня раньше. Сергей Леонидович и Мария Самойловна помогали нашей семье до конца своих дней.
Мой дед Серафим в июне 1941 года принимал участие в обороне Либавской военно-морской базы, при выходе из окружения 7 июля попал в плен в районе Митавы (Елгава). 8 октября 1941 года был доставлен в шталаг XX С (312), лагерный номер 11713. Дальнейшая его судьба до сих пор неизвестна.
Исследуя биографию своего дедушки Серафима Леонидовича, мне посчастливилось познакомиться с Войцехом Бещински, удивительным человеком, уникальным специалистом, гуру поискового движения в вопросах розыска захоронений советских солдат на территории Польши. За последние десятилетия Войцех изучил и описал тысячи захоронений. Эта работа дала возможность проводить поиск солдат более основательно, с учётом найденных документов. Войцех выслал мне фотографии предполагаемого воинского захоронения в гмине (волости) Велька Нешавка, деревня Глинки, на территории Польши, где, скорее всего, покоится мой дедушка. Также он написал мне, что, судя по карточке военнопленного, мой дедушка попал в гестапо 8 октября 1941 года, а оттуда он, конечно, уже не вышел. Моя мама долго искала хоть какую-то информацию о своём отце, но безрезультатно. Только в наше время удалось найти его карточку военнопленного и узнать хоть какую-то информацию.
Я очень рада, что мне представилась уникальная возможность поделиться информацией о своих близких, познавших всё тяготы Великой Отечественной войны, внесших свою лепту в нашу Великую Победу, а также мысленно поклониться и отдать дань уважения их мужеству, терпению, жизненной мудрости.
Хочется всём сказать, не откладывайте на завтра то, что можно узнать из истории своей семьи сегодня, особенно если эту информацию хранят люди преклонного возраста.
Соколов Серафим Леонидович
Булах Максим Петрович
Булах Владимир Максимович с матерью Верой Дмитриевной
Булах Владимир Максимович с отцом Максимом Петровичем
Булах Владимир Максимович и Булах Инна (Интерна) Серафимовна
Анна Булах,
искусствовед Государственного
музея изобразительных искусств
Республики Ингушетия