Версия для слабовидящих

Государственный музей изобразительных искусств Республики Ингушетия

 

 

 

Наш адрес:
Республика Ингушетия,
г. Карабулак,
ул. В-Г Джабагиева, 139
Тел/факс:
8(8734) 44-48-56
e-mail:
izori1993@bk.ru
izomuzeum@mail.ru
Почтовый индекс:
386231

Адрес филиала:
Республика Ингушетия,
с. п. Джейрах,
ул. Льянова, 37 ”а”

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

 

 

 

 


 

Уважаемые посетители! Просим вас оценить работу нашей организации отсканировав QR-код.  Ваше мнение очень важно!

 

 

Богатые традиции русских промыслов в работах Юсупа Хамчиева

 

Богородская резьба среди традиционных русских промыслов выделяется некой первозданной чистотой, удивительным синтезом озорства, благородной лаконичности, мудрости, доброты. Богородский институт художественной резьбы по дереву филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Высшая школа народных искусств (академия)» выпустил много талантливых, известных резчиков по дереву. Среди них выделяется единственный ингушский выпускник этого учебного заведения, мастер резьбы по дереву, заслуженный деятель искусств Республики Ингушетия, член Союза художников России и Союза художников Ингушетии Юсуп Магомедович Хамчиев.

Юсуп родился 25 июля 1966 года в с. Инарки Малгобекского района ЧИАССР. В 1983 году окончил сельскую среднюю школу № 12, после чего поступил на филологический факультет Чечено-Ингушского государственного университета имени Л.Н. Толстого.

В то время Юсуп учился тогда ещё в Богородской профессионально-технической школе художественной резьбы по дереву, по окончании которой ему был присвоен пятый разряд резчика по дереву по 6-балльной системе – высший для выпускника.

Традиции богородского промысла дошли до наших дней, переходя из поколения в поколение, от мастера к ученику, совершенствуясь и творчески развиваясь. Важными составляющими в этой цепи являются замечательные педагоги богородского промысла. 

Юсуп вспоминает с теплотой Николая Николаевича Сотникова, который в совершенстве преподавал рисунок, скульптуру и композицию. При переходе в 1990 году профтехшколы в статус Богородского художественно-промышленного училища Николай Николаевичем были разработаны и на практике апробированы новые учебные программы. Также Николай Николаевич возглавлял стройотряд, а в летние каникулы учащиеся под его руководством занимались обустройством детских площадок в посёлке Богородское. Юсуп вспоминает один интересный исторический факт о том, что в целях строительства очередной такой площадки материалы на строительство детских городков выделяла Загорская гидроаккумулирующая электростанции на реке Кунье у посёлка Богородское. Николай Скотников с учениками, включив творческую фантазию, разработали конструкции городков, похожие на детский модульный конструктор. Получились домики и башенки, которые с одной стороны проглядывались насквозь, с другой стороны были прочными. Особенно были довольны родители, которые могли видеть своих детей и внутри конструкций. 

Максимова Надежда Васильевна знакомила учащихся с азами резьбы по дереву, всегда подчёркивала, что у резчиков всегда должно быть развито чувство ритма – одна фигура подчёркивает действие другой, а также придерживаться классической формы построения богородской фигурки – треугольника. Такие известные произведения народного творчества, как "скрипач", и "пляшущий крестьянин", созданные в 19 веке, яркие представители классического богородского построения фигур. В свою очередь, Надежда Васильевна вспоминает Юсупа, как талантливого и жадного до знаний ученика.

Обучение было настолько интересным и познавательным, что Юсуп вспоминает годы учёбы с искренним трепетом. Тогда еще в училище был создан уникальный музей образцов и дипломных работ выпускников, который в наши дни бережно хранит наследие Богородского промысла. В настоящее время коллекции изделий богородских мастеров находятся во многих музеях нашей страны таких, как Государственный исторический музей, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Музей игрушки (г. Сергиев-Посад), Государственный Русский музей.

Юсуп Хамчиев постоянный участник выставок в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, в регионах России и зарубежья. Его работы хранятся в фондах ГМИИ РИ и частных коллекциях.

Уникальность работ Юсупа заключается в том, что он ненавязчиво сочетает исконные традиции богородского промысла с кавказским колоритом.

Юсуп был великолепным педагогом, когда преподавал рисунок, лепку, основы композиции, живопись в детской художественной школе города Малгобека. В 2000 году он получил премию Министерства культуры Республики Ингушетия "Договор лицо" в номинации "Лучший учитель года". Бывший учитель мастера, познакомивший его с первыми азами художественного творчества, замечательный преподаватель, народный художник Республики Ингушетия Руслан Эльдиев всегда отмечал скромность, утончённость вкуса, бесспорный талант Юсупа. С восхищением вспоминает увиденную работу Юсупа, известный композитор и исполнитель, заслуженный работник культуры Республики Ингушетия Александр Чередниченко, которого потрясла работа Юсупа в виде рыбы. Скульптура «Рыба» была создана под влиянием изучения книги А.Ф. Афанасьева "Резьба по дереву", она была выполнена так виртуозно, что вызывала ощущение лёгкости, выглядела абсолютно полой, настолько тонкой была резьба по дереву. 

У Юсупа много прекрасных художественных изделий, хранящихся в музейных собраниях и частных коллекциях. Мастер был участником многочисленных выставок, на которых его работы стали достойным украшением. 

С особой теплотой вспоминают произведения Юсупа сотрудники музея изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой города Махачкалы, которые были представлены на выставке "Ингушетия - край башен и легенд", а  также яркое впечатление произвели его работы на посетителей межмузейного проекта в Музее - усадьбе художника Н. А. Ярошенко в Кисловодске в 2016 году. 

О работах Юсупа можно говорить бесконечно и долго, но ясно одно, что мастер следует сложившимся традициям Богородского художественного промысла, которые бережно передаются и хранятся из поколения в поколение. 

Юсуп с уверенностью считает, что человеку надо чаще заниматься таким чистым и искренним занятием, как резьба по дереву. Оно приносит покой в душе и осознание того, что счастье ощутимо в мерном шуме и перелива дерева в созидающих руках и всегда поражает сам факт изготовления прекрасного.

 

 

 

 

 

Анна Булах,

искусствовед

Государственного музея

 изобразительных искусств

Республики Ингушетия