Версия для слабовидящих

Государственный музей изобразительных искусств Республики Ингушетия

 

 

 

Наш адрес:
Республика Ингушетия,
г. Карабулак,
ул. В-Г Джабагиева, 139
Тел/факс:
8(8734) 44-48-56
e-mail:
izori1993@bk.ru
izomuzeum@mail.ru
Почтовый индекс:
386231

Адрес филиала:
Республика Ингушетия,
с. п. Джейрах,
ул. Льянова, 37 ”а”

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

 

 

 

 

 

Уважаемые посетители! Просим вас оценить работу нашей организации отсканировав QR-код.  Ваше мнение очень важно!

 

 

Гордость ингушского народа Бекхан Хабриев. Памяти уникального этнографа, краеведа, большого гуманиста

Изучая научные исследования, памятники старины, добытые артефакты, народ познает прошлое с его особенной структурой бытия и культурой ушедших эпох.

Сегодня я расскажу об уникальном этнографе, краеведе, большом гуманисте, который внёс бесценный вклад в изучение, сохранение культурного наследия ингушского народа, поддерживал начинающих художников и исследователей истории.

Бекхан Цех-Магометович Хабриев, чуткий, отзывчивый, доброжелательный, талантливый, открытый всему миру человек, родился 5 апреля 1947 года. Вырос он в ингушском селе Барсуки. Отец Бекхана Хабриева Цех-Магомет был уважаемым в селе человеком. Бекхан рано остался без матери, его воспитала мачеха – Тоузи Мурзабекова, с которой у него сложились тёплые отношения.

Бекхан закончил Заочный институт советской торговли, но судьба приготовила ему иное предназначение. Бекхана всегда тянуло к истокам, к родной земле, много лет своей жизни он посвятил изучению истории и культуры своего народа. Он собирал и записывал местный фольклор, предания и легенды, редактировал книги по краеведению. Часть книг, в написании которых Хабриев принимал участие, а также его уникальные статьи «Эльмарз-хаджи Хаутиев – последний жрец Ингушетии», «Прошлое и настоящее рода Кокурхоевых», «Тешал Ужахов из селения Барсуки», «Жизнь Гайрбека-Хаджи Евлоева как образ глубокой нравственности» и многие другие, бережно хранятся в фондах Национальной библиотеки Республики Ингушетия им. Дж. Яндиева.

Девизом краеведческих поисков Бекхана Хабриева стали слова писателя Виталия Бианки: «Краевед, прежде всего – исследователь, маленький Колумб. Он влюблён в свой край, и это помогает ему понять многое, что недоступно равнодушным людям. Таким охотником, таким "маленьким Колумбом" может быть всякий, только начать, а там увлечешься так, что и не бросить»

В 2000 году Бекхан Хабриев предложил председателю Правительства РИ А.И.Мальсагову проект книги-альбома «Неизвестная Ингушетия», который поддержали доктор исторических наук Валерий Тишков, профессор Ян Чеснов, фотограф РИА «Новости» Александр Поляков.

Бекханом Хабриевым был собран значительный полевой материал. Он проделал огромную работу, отправляясь в различные уголки страны. К сожалению, тяжелая болезнь не дала ему возможность довести до логического конца этот проект. Любопытны воспоминания   политолога и общественного деятеля Якуба Султановича Патиева, как раз связанные с этим проектом: «С Бекханом Хабриевым меня познакомил работавший в те годы председателем Правительства Республики Ингушетия Ахмед Мальсагов. Премьер-министр поддерживал его проекты и на государственном уровне обеспечивал их финансирование.

Будучи глубоко эрудированным человеком в разных областях гуманитарной науки, Бекхан изучал историю своего народа, воспринимая и исследуя её во взаимосвязи с культурой других народов, одновременно подчеркивая и выделяя оригинальность ингушского сегмента в мировой и региональной истории.

И неслучайно проект его работы назывался «Неизвестная Ингушетия», над которым он и трудился по приглашению Правительства Ингушетии.

Как я узнал, Бекхан живо и деятельно интересовался историей нашего народа. Он собирал всё, что касается материальной культуры, духовной составляющей народа. Собирал, глубоко «вторгаясь» в неизвестные или малоизвестные страницы истории.

В те годы я работал первым заместителем руководителя аппарата Правительства республики, и выполнял поручения   Ахмеда Мальсагова по решению вопросов организационного обеспечения Бекхана Хабриева во время его поездок по республике в поисках фактов истории, общения с респондентами, со старожилами, знатоками быта и нравов старины, проведения фотоснимков памятных мест и т.п.

Общаясь во время решения организационных вопросов, узнал его как истинного патриота своей родины и своего народа, с первых минут общения располагавшего к себе коммуникабельного и умного человека, понимавшего юмор и иронию, умевшего адекватно воспринимать и драматические, и радостные рассказы и факты, полученные от своих собеседников. С его добрым пониманием юмора и иронии я сам сталкивался не раз. 

Несмотря на свой нетрадиционный ингушский дресс-код, в делах, мыслях и ментальности он оставался ярким представителем своего народа. 

В Бекхане Хабриеве не было привычного для многих исследователей желания представлять свою работу как нечто исключительное и достойное всеобщего одобрения. Он просто делал свою работу, не зацикливаясь на своей персоне, не ради наград и увенчивания лаврами.      

И каждый раз он, подобно человеку, нашедшему бесценный клад, радовался своим находкам, подробно рассказывал о них, и, как мне казалось, мысленно представлял себе «контуры» и содержание своей будущей итоговой работы. Уже теперь, оглядываясь назад, мне кажется, он и не собирался останавливаться на этом. В нём ясно проглядывался настоящий исследователь, который за каждой своей работой в перспективе видит очередной проект».

С теплотой и с глубоким уважением вспоминает Бекхана Хабриева и почётный работник общего образования РФ, заслуженный работник культуры Республики Ингушетия Руслан Туганович Халухаев. В его памяти он навсегда остался интересным собеседником, большим энтузиастом со своим неизменным портфелем в руках, в любимой кепочке и очках,  который мог сутками напролёт ездить по горным сёлам, таким как Таргим, Эгикал, Вовнушки, Хамхи, Пуй, Ёвли, Барсуки (родное село Бекхана), фотографировать  старинные постройки, уцелевшие дома, которые хранили следы бытования, какие-то интересные моменты истории ингушского народа. Руслан Туганович навсегда запомнил, как Бекхану вместе с известным фотографом РИА «Новости» Александром Поляковым удалось сделать уникальные снимки памятников: «Таргим под дождем», «Хамхи в начале лета», «Джейрахское ущелье», «Святилище на Мят-Лоам в снегу» и многие другие, которые стали культурным достоянием ингушского народа.

Бекхан Хабриев был многогранным человеком, которому все было интересно и давалось легко в процессе исследования. С огромным желанием он пытался возродить древние свадебные обряды ингушей, глубоко изучал истоки танцев своего народа. «Ингушская культура всегда была высокой. Её источник в легендах, эпосе, в национальном танце, в ритме. Ритмы – это есть живое начало. Всё это было в культуре танца у нас», – отмечал в своих дневниках Бекхан Хабриев.

Он был настоящим бессребреником, который искренне помогал людям, готов был отдать последнее. Он часто протягивал руку помощи талантливым людям, которых поддерживал в тяжелые для них времена и помогал им в становлении в их профессиональной деятельности. Бекхан Хабриев провел в Совете Федерации выставку Азы Базоркиной, в Доме актера в Москве организовал творческий вечер Али Хашагульгова и музыкального этнографа Мадины Хашагульговой.  Бекхан Хабриев открыл для многих яркого и талантливого художника, ныне заслуженного деятеля искусств Республики Ингушетия Аюпа Цуроева. Именно по просьбе Бекхана Хабриева в 2011 году в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия прошла первая большая персональная выставка Аюпа Цуроева «Солнечный всадник», в экспозиции которой были представлены прекрасные живописные полотна и работы декоративно-прикладного искусства этого одаренного мастера.

Аюп Даудович с особой искренностью вспоминает Бекхана, его советы, многие из которых очень помогли в его становлении, как художника и мастера ДПИ. Аюп Цуроев бережно хранит его подарки и подаренные Бекханом книги ингушских писателей, которые он часто перечитывает.  Бекхан Хабриев ввел молодого художника в круг местной интеллигенции, познакомил Аюпа с искусством старых мастеров, благодаря чему, тот открыл для себя технику живописи Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело, стал подробно интересоваться методами изображения перспективы, человеческого тела, природы света и тени. «Одним из важных для себя лично наставлений от Бекхана Хабриева, я считаю его совет собирать и сохранять все старинные предметы, изделия декоративно-прикладного искусства, принадлежавшие моим родственникам и односельчанам, многие из которых были сделаны их руками, - говорит Аюп Цуроев. – С тех пор, уже второе десятилетие, я, помимо творчества, занимаюсь собирательской и исследовательской деятельностью. Придет время, и я, надеюсь, что создам музей, который назову в честь Бекхана Хабриева, где все увидят эти предметы.»

Как блестящего краеведа вспоминает Бекхана заведующая национально-краеведческим отделом Национальной библиотеки, заслуженный работник Республики Ингушетия Зарема Мухтаровна Евлоева. В ее памяти он навсегда остался прекрасным и открытым, просто «золотым» человеком, большим патриотом, настоящим исследователем, который до мельчайших подробностей вникал в суть вопроса, часто делился с сотрудниками библиотеки своими творческими планами, проектами.

Бекхан был ярким общественным деятелем, который в годы работы в Совете Федерации в качестве помощника депутата И.М. Костоева занимался организацией круглых столов по вопросам вынужденных переселенцев из Пригородного района.

Один из таких форумов был организован им совместно с Е.Г. Боннэр по проблемам вынужденных переселенцев в норвежском городе Осло под эгидой Министерства иностранных дел Норвегии. Форум продолжался два дня.

В 1997 году Бекхан Хабриев организовал круглый стол в Пятигорске по проблемам вынужденных переселенцев под началом Александра Лебедя. Было представлено множество интересных докладов по вопросам Северного Кавказа.

Благодаря подобным мероприятиям Бекхан Цех-Магометович сплачивал вокруг себя разных интересных людей. Бекхан общался с разными учёными Российской академии наук, был дружен с Ириной Дементьевой и принимал активное участие в издании её брошюры «Война и мир Пригородного района», Еленой Боннэр, с представителями московской ингушской диаспоры Зиной Яндиевой, Аликом Чабиевым, Марьям Яндиевой, Адамом Мальсаговым и многими другими. Он уважительно относился к истории, культуре, религии своих собеседников, не делил людей на национальности или статусы. «Не делай себе кумира из своего народа, своей религии, своей культуры. Знай, что все люди потенциально равны... Кто знает один народ – не знает ни одного, кто знает одну религию, одну культуру – не знает ни одной» – эти слова знаменитого этнографа Л.Я. Штернберга Бекхан Хабриев часто повторял, что еще вызывало ещё большее уважения у его оппонентов.

Надежным тылом, тихой гаванью для Бекхана Хабриева была его семья – супруга Лидия, сын Тамерлан и дочь Ася, которые всегда поддерживали его во всех его начинаниях. Бекхана и Лидию очень многое связывало: оба любили слушать песни на ингушском языке (любимая песня Бекхана на ингушском языке: «ДIадода хий» (Течёт река), обоим нравилось читать русскую и ингушскую классическую литературу, они могли слушать друг друга бесконечно.

В августе 2012 года, после страшной аварии и комы, умирает единственный сын Бекхана Тамерлан. Это горе подкосило Бекхана Цех-Магометовича. Буквально за несколько месяцев после смерти сына, в феврале 2013 года Бекхан Хабриев ушел из жизни… А в апреле 2025 года скоропостижно ушла из жизни Лидия Хаматхановна Хабриева (в девичестве Инаркиева), которая была блестящим педагогом, преподавателем математики Гимназии «Марем» города Магас, несла в себе высокие человеческие добродетели, до конца жизни берегла память о своем супруге Бекхане Хабриеве. Когда я готовила материал о Бекхане Хабриеве, мне посчастливилось общаться с ней. Это была удивительно красивая женщина, с прекрасным чувством вкуса, которая умела тонко и деликатно вести беседу. Ее большие лучистые глаза несли свет и доброту. Узнав о её внезапной смерти, я решила, что будет справедливо, если эта статья будет посвящена и ей.

Её коллеги по гимназии, где она работала, сохранили о Лидии Хаматхановне самые теплые воспоминания, с некоторыми из которых хочется поделиться.

«Лидия Хаматхановна Хабриева навсегда останется в нашей памяти, как Педагог с большой буквы, - говорит директор Гимназии «Марем» города Магас Айшат Тугановна Богатырева. – Верная до конца жизни своему призванию, она всегда пользовалась огромным уважением коллег и бесспорным авторитетом у учащихся. Нам очень не хватает её в нашем коллективе, и не будет преувеличением сказать, что не проходит ни дня, чтобы мы её не вспоминали.»

Завуч по учебно-воспитательной работе Гимназии «Марем» Любовь Руслановна Гандалоева с большой теплотой и уважением вспоминает Лидию Хаматхановну Хабриеву: «Это был педагог, которому не надо повышать голос, чтобы быть услышанной учениками. Она умела выстроить свои отношения с детьми так, что уважали не только её, но и её предмет – математику. Её внезапная смерть — это большая потеря не только для семьи, но и для всех её коллег и учеников…»

«Для коллектива ее праведная и благодатная аура всегда была причиной и катализатором вдохновения, надежды и того самого света… Это истинная ценность личности Лидии Хаматхановны Хабриевой, которая навсегда останется в памяти уникальным, незаменимым человеком. Это мнение, уверен, каждого из тех многих людей, для кого было безмерной радостью и счастьем то или иное ее участие в их судьбах, пусть и в разной степени – родных и близких, соседей, знакомых, коллег, учащихся и их родителей. Такой свет не меркнет никогда…», – отмечает её коллега Алихан Магомедович Мархиев.

Директор Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия Любовь Исаевна Тумгоева была знакома и с Бекханом Цех-Магометовичем, и с Лидией Хаматхановной: «Так случилось, что педагогом по математике моей дочери в пятом классе стала Лидия Хаматхановна Хабриева. В 2024 году, когда дочь перешла в 5-й класс, а я знакомилась с учителями-предметниками, она, узнав, что я работаю в музее, спросила, знала ли я Бекхана Хабриева. Когда я ответила утвердительно, она сказала, что это её муж, и из её глаз мгновенно полились крупные слёзы. Я была просто потрясена тем, что спустя более 10-ти лет после его смерти, только при упоминании имени, эта гордая женщина не смогла сдержать слёз тоски и безусловной любви к своему супругу. Она долго не могла произнести ни слова, слезы душили её, пока я говорила, каким замечательным человеком был её муж Бекхан Хабриев. Это был настоящий патриот ингушского народа, душой болеющий за свою республику, свой народ, очень интеллигентный, воспитанный, с аристократическими манерами. Он всегда был очень элегантен, даже когда из-за болезни использовал трость. У него был свой собственный стиль во всём, включая одежду и уважительную манеру разговаривать с людьми. В эту нашу первую встречу с Лидией Хаматхановной мы долго беседовали, сидя на диванчике в фойе гимназии. Я делилась воспоминаниями о работе над совместным с её супругом проектом музея – выставке Аюпа Цуроева, которого очень опекал Бекхан Цех-Магометович, видя его талант и трудолюбие. Лидия Хаматхановна с огромным уважением, теплотой и любовью в голосе говорила о своем супруге. Весь облик этой красивой и умной женщины излучал достоинство. Я помню, как сильно расстроилась моя дочь и её одноклассники, когда в начале апреля 2025 года Лидии Хаматхановны не стало. Меньше чем за год, она успела привить этим детям любовь к своему предмету, подтянуть их знания на значительный уровень. С многими детьми она во внеурочное время занималась бесплатно, когда чувствовала, что ребёнок заинтересован. Бекхан и Лидия Хабриевы, безусловно, останутся в памяти тех, кто хоть раз с ними пообщался. Не было в них ни высокомерия, ни лукавства в их искреннем и добром отношении к людям. Это были Люди Мира, открытые для всех, кто ищет помощи и поддержки, независимо от национальности, вероисповедания и социального статуса. Пусть Всевышний Воссоединит их в Раю!»

Бекхан и Лидия Хабриевы – это два человека, которые навсегда в сердцах и памяти близких, друзей, коллег.

Нельзя не вспомнить важное мероприятие, посвященное памяти Бекхана, которое прошло в 2017 году. В Центральной библиотеке города Назрани совместно с Региональным отделением Ассоциации антропологов и этнологов России прошёл круглый стол, посвящённый 70-летию со дня рождения известного общественного деятеля, краеведа и этнографа Бекхана Цех-Магометовича Хабриева. В читальном зале, где проходила встреча, была организована выставка его работ как опубликованных, так и не успевших пока стать достоянием общественности, а также публикации, посвящённые историку, фотографии из личного архива семьи и друзей.

В своём вступительном слове руководитель Ингушского регионального отделения Ассоциации антропологов и этнологов России, доктор исторических наук, этнограф, автор замечательной статьи «Он гордился своим народом. Памяти Бекхана Хабриева» в газете «Ингушетия» за 2017 год, Зейнеп Магомет-Тагировна Дзарахова отметила: «Бекхан Хабриев был краеведом и этнографом до мозга костей, собирал по крупицам всё, что касалось истории и культуры народа. Поддерживал в своих начинаниях талантливых людей – начинающих ученых, поэтов, молодых художников и просто одарённых личностей. Принимал активное участие в общественно-политической жизни народа в годы становления молодой республики. Был помощником депутата Совета Федерации РФ. При этом не страдал тщеславием и пытался показать, что дух народа сломить невозможно. Его нет с нами, но дело его жизни продолжает жить, остаётся богатым наследием для подрастающего поколения, достигая той цели, к которой он стремился при жизни».

«Человек благородной внешности и большой культуры. Он пришёл ко мне в самое тяжёлое для меня и всего народа время, после осени 1992 года, и с того дня мы стали самыми близкими друзьями», - сказала в своём выступлении и Аза Идрисовна Базоркина, художница, врач, дочь классика ингушской литературы Идриса Муртузовича Базоркина.

 

Вспоминая жизненный и творческий путь Бекхана Цех-Магометовича Хабриева, хочется сказать, что он останется для нас связующим звеном между прошлым и будущим, запомнится как талантливый и высокоинтеллектуальный человек с глубокими знаниями истории, этнографии, традиций и достойный сын ингушского народа.

 


 

Анна Булах,
искусствовед
Государственного музея
изобразительных искусств
Республики Ингушетия