Искры творчества Лидифы Махмедовны Мержоевой
Известный факт, что женщин художников в истории искусства значительно меньше, чем художников мужчин. Однако, в этом же представлении и кроется ответ – в мировой истории культуры оставили след лишь те женщины, для которых искусство становилось профессией, перечёркивающей все остальные формы их социальной активности. Действительно, искусство в большей степени, чем любая другая профессия, требует полнейшей самоотдачи творца. Эти слова в полной мере применимы к творчеству талантливой ингушской художницы Лидифы Махмедовны Мержоевой. Начальное художественное образование Лидифа получила в профессионально-техническом училище города Грозный по специальности художник-живописец, затем успешно окончила Институт экономики и правоведения в городе Назрань по специальности «экономист» и Московскую академию юриспруденции по специальности «юрист» в городе Москва. С 2002 года Лидифа Махмедовна руководит Детской художественной школой города Назрань. Воспитанники этой школы неоднократно становились победителями всероссийских, межрегиональных и республиканских конкурсов и выставок.
Административную и преподавательскую работу Лидифа Махмедовна успешно совмещает с творческой деятельностью. С 2008 года она является членом-корреспондентом Международной Академии Общественных Наук РФ, с 2009 года Лидифа Махмедовна является заместителем председателя Союза художников Республики Ингушетия, а в 2018 году она стала членом Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России».
Лидифа Махмедовна активный участник международных, межрегиональных и республиканских художественных выставок, ее персональные выставки пользуются большим успехом у широкой зрительской аудитории. За большие заслуги в творческой деятельности и в деле воспитания и образования подрастающего поколения Лидифа Махмедовна имеет звание народного художника Республики Ингушетия, заслуженного деятеля культуры Республики Ингушетия, за добросовестный труд она отмечена государственными наградами и почетными грамотами.
В творческом потенциале художницы множество картин, среди которых пейзажи, натюрморты, сюжетные работы, созданные в различных направлениях живописи. Ее стиль так выразителен, а образы, запечатленные на полотнах, так близки и узнаваемы, что, даже не зная имени автора, зрители легко узнают, чья работа перед ними. Картины Лидифы Махмедовны полны тихой нежности и легкой печали. Часто на них запечатлено мгновение – счастливое или грустное, тревожное или безмятежное, словом, когда время вокруг застывает и наполняет душу радостью или грустью. Ее работы, написанные маслом и гуашью, создают впечатление акварельной прозрачности – это результат ее особенной техники. На первый взгляд в них все просто – голубое небо, зеленые деревья, белоснежный пушистый снег, зеркальная гладь воды, но художница остро чувствует гармонию природы, ее скромную прелесть и талантливо выражает свои ощущения на полотне. Глядя на ее пейзажи, слышишь тишину, нарушаемую тихими звуками природы – шумом травы и деревьев под порывами теплого летнего ветра, бродишь по узким кривым улочкам маленьких приморских городов, наполненных ярким светом и соленым морским воздухом. Словом, отсутствие в произведениях сюжетного действия рождает в душе чувство сердечной простоты и ностальгии по ярким детским впечатлениям.
Натюрморты художницы наполнены не только философским содержанием, но и здоровым оптимизмом восприятия жизни. В ее натюрмортах очертания предметов органично образуют цветовое и композиционное единство. Казалось бы, простейшие предметы, изображенные на картинах художницы, на самом деле несут в себе глубокую смысловую наполненность. Они оказывают эстетическое воздействие на зрителя, пробуждают воображение, вызывают позитивные эмоции, согревая положительной энергией.
Талантливой художнице подвластна не только живопись. Она является мастером декоративно-прикладного искусства. Ее уникальные батики впечатляют своей красотой, а оригинальные композиции из цветов, не оставят равнодушными даже самых далеких от искусства людей. Воплощая художественные образы на ткани и бумаге, Лидифа Махмедовна не только отображает увиденную красоту, но и пропускает её через своё индивидуальное душевное восприятие, заставляя по-новому звучать столь привычные и знакомые нам сюжеты. Оригинальные композиционные решения, яркий и насыщенный колорит, сочетание реалистических и абстрактных форм ее работ, создают особый сказочный мир, с которым хочется соприкоснуться и познакомиться поближе.
"Берег правый". Холст, масло. 80х60
"Зимний вечер". Холст, масло. 50х70
"Мысли". Холст, масло. 100х80
Алмазова Лейла,
главный научный сотрудник
Государственного музея
изобразительных искусств
Республики Ингушетия,
заслуженный работник культуры
Республики Ингушетия