История одной картины. Батыр Магомедович Картоев «Жертвоприношение»
Народный художник Республики Ингушетия Батыр Магомедович Картоев талантливый мастер пленэрной живописи. Основной тематикой живописных работ Батыра Магомедовича является первозданная красота и бесконечные просторы ингушской земли, таящей в себе множество древних легенд, богатое историческое прошлое народа, оказавшего большое влияние на его художественное искусство.
Родился художник 3 марта 1964 года в городе Малгобек Чечено-Ингушской АССР. Окончив общеобразовательную школу, он поступил в Северо-Осетинское художественное училище им. А. Джанаева, в котором начинающий художник получил знания и основные навыки живописного искусства. Обучение в мастерских художников определило выбор профессии художника-живописца, а также помогло определить и собственные взгляды на творческий процесс.
После окончания художественного училища Батыр Магомедович занимался педагогической деятельностью. Талант, своеобразие творческой мысли позволили художнику достичь определенных высот в изобразительном искусстве. В 2001 году Батыр Магомедович стал членом Ингушского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», с 2006 года он возглавляет детскую художественную школу города Малгобек, из стен которой вышло не одно поколение творческой молодежи. Художник активно принимает участие в выставочной деятельности. Работы Батыра Магомедовича, представленные на выставках, пользуются неизменным интересом и успехом у широкой зрительской аудитории.
В фондах музея хранится коллекция художественных произведений Батыра Магомедовича. Картина «Жертвоприношение» – одно из самых значительных произведений мастера исторической тематики. На переднем плане в центре картины изображен седобородый жрец священного храма в момент проведения обряда жертвоприношения. Он заканчивает чтение молитвы, высоко подняв руки над головой. В правой руке жрец сжимает в кулаке посох – символ священной силы.
На переднем плане картины изображена сцена обряда заклания жертвенного животного. Обращает на себя внимание то, с каким мастерством художнику удалось выразить целый спектр эмоций на лицах горцев, стоящих позади жреца, с благоговением внимающих ему, а также внутреннюю энергетику главного героя картины, переданную автором, в момент совершения священного обряда жертвоприношения.
В сложной многофигурной композиции картины проявился талант художника в построении масштабных композиций, в мастерском воплощении оригинального исторического сюжета, яркой цветовой палитре, позволившие зрителю ощутить и прочувствовать дух эпохи, запечатленной на его полотне.
Произведения мастера данной тематики настолько натуральны и достоверны в своем воплощении, что вполне могут служить иллюстрациями к истории нашего народа.
Картина Батыра Магомедовича Картоева «Жертвоприношение» вошла в основной фонд ГМИИ РИ в 2022 году.
Лейла Алмазова,
главный научный сотрудник
Государственного музея
изобразительных искусств
Республики Ингушетия