История одной картины. Хож-Ахмед Имагожев «Перед последней битвой аланского царя»
Историческое прошлое обладает необычайной способностью наполнять наше общество богатым духовным наследием, что очень важно для культуры любого народа. Картина народного художника Республики Ингушетия Хож-Ахмеда Имагожева «Перед последней битвой аланского царя» - это удивительное по своему содержанию и смыслу полотно, которое отображает глубокие познания автора в области истории своего народа и является бесценным вкладом в культурное наследие Республики Ингушетия. Четкое, детализированное изображение сюжетной линии произведения, грамотное расставленные акценты, яркая палитра - все это приковывает взор с первой минуты.
Живописец искусно изобразил аланского правителя со своей свитой. Перед нами предстает величавый, храбрый воин на коне, в богатых доспехах с солярным символом на груди. Солярный знак означает вечное движение Солнца и Вселенной, взаимосвязь, бесконечность, вечность всего сущего. Дугообразные лучи ингушского Солярного знака повернуты против движения часовой стрелки, по направлению вращения Земли вокруг Солнца, равно и Солнца вокруг своей оси. В таком начертании этот знак является символом благополучия, созидания, бесконечного развития и процветания народа.
Приковывает также взгляд свита царя, изображенная на заднем плане, на фоне крепостных сооружений. Это смелые, молодые всадники, восседающие на боевых скакунах. Изображение их доспехов, амуниции тщательно проработано, выписана каждая мелкая деталь, сразу видно, что художник очень внимательно изучал исторические памятники, археологию, литературу ушедшей эпохи, благодаря чему зритель погружается во времена прошлых лет. Картина Имагожева возвращает нас к историческим событиям XIII века, когда взятие аланских крепостей будет самым долгим делом империи Чингисхана. Последним очагом сопротивления царства станет столица Магас, с падением этого славного города, погибнет и Алания.
Полотно художника пронизано безграничной гордостью, уважением к героическому прошлому ингушского народа, что проявляется в каждом мазке кисти, в изображении персонажей картины.
Облик царя обладает мощной энергетикой, невероятной силой. Отсутствие страха перед врагом, целеустремленность, смелость, любовь к своей Отчизне читается во взоре каждого воина.
Картина «Перед последней битвой аланского царя» - это прекрасный пример отражения далекой истории ингушского народа, воплощение всей сути настоящей храбрости и мужества народа.
Анна Булах,
искусствовед
Государственного музея
изобразительных искусств
Республики Ингушетия