История одной картины. Игорь Борисович Хоронько. «Картоев Джабраил Дабиевич»
Дорогие друзья! Нашу рубрику «История одной картины» в этом году мы решили посвятить 80 -летию Великой Победы, которую наша страна отмечает в 2025 году. Тема Великой Отечественной войны всегда необычайно интересно и остро затронута в живописных полотнах художников. Большинство таких работ поражают профессиональным мастерством, а их эмоциональный посыл понятен даже тем, кто знает об этой войне очень мало. Это была страшная трагедия в истории человечества, которая оставила неизгладимый след в душах миллионов людей и сплотила представителей разных национальностей.
Среди многочисленных работ, посвящённых этой важной теме, обращает на себя внимание картина «Картоев Джабраил Дабиевич», созданная пятигорским художником, членом Союза художников России, заслуженным деятелем искусств Ставропольского края Игорем Борисовичем Хоронько, чьи работы занимают достойное место в собрании Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия.
Живописца, большого патриота, вдохновил образ Джабраила Дабиевича Картоева – одного из выдающихся сыновей Ингушетии, гвардии подполковника, участника Великой Отечественной войны, блестящего разведчика, военного комиссара штаба 114-й Чечено-Ингушской кавалерийской дивизии, начальника разведывательного отдела 13-го гвардейского стрелкового корпуса, кавалера 5 боевых орденов и многих медалей (был представлен к званию Героя Советского Союза 3 ноября 1943 году), чье имя выбито на мраморной плите среди героев ВОВ 1941–1945 годов на мемориале Памяти и Славы Ингушетии.
Игорь Борисович Хоронько виртуозно и ненавязчиво в своей картине отобразил тот исторический момент, когда под личным началом Джабраила Картоева разведорганами корпуса в боях в Восточной Пруссии было захвачено в плен более 1600 солдат и офицеров противника при освобождении Кенигсберга «путём ежедневного захвата контрольно-пленных и документов вскрыты состав противника, его инженерные сооружения и заграждения, как на переднем крае, так и в тактической глубине обороны, вскрыта вся огневая система», что помогло прорыву немецкой обороны и победе советских войск в одной из самых тяжёлых наступательных операций Великой Отечественной войны.
Картина Игоря Хоронько вобрала в себя глубокие наработки художника в изучении исторического материала. На центральном плане перед зрителем предстаёт легендарный Джабраил Картоев, хладнокровно и с презрением смотрящий на группу пленных немцев, которую привёл советский автоматчик. Противник изображён жалким, в оборванной форме, потерянным, растерявшим военную выправку и былую спесь.
В трактовании образов фашистских захватчиков прослеживается влияние художников творческого коллектива «Кукрыниксы», которые изображали врага с изрядной долей иронии и нескрываемым сарказмом. На заднем плане в тумане виднеются шпили строений в готическом стиле, как бы символизируя уходящее зло, которое рассеивается в серой дымке.
Значимую роль Игорь Хоронько отвёл умелому сочетанию света и тени. Световыми акцентами живописец подчёркивает профили и контуры воинов Советской Армии, делая их более представительными, а тёмными тонами подчеркивает негатив и страшное горе, которое враг принес на нашу землю.
В целом композиция полотна Игоря Хоронько решена в академической манере, где грамотно выстроенная и уравновешенная в пространстве мизансцена, одноплановая трактовка образов персонажей, с чётким разделением положительных и отрицательных ролей, пластическая выразительность поз и жестов – всё это свидетельствует о единстве и целостности произведения.
Работа Игоря Хоронько несёт в себе скрытый смысл, в ней угадывается перифраз знаменитого фашистского лозунга «Натиск на Восток» (Drang nach Osten), под которым понималось завоевание советских земель, но которое потерпело фиаско благодаря мужеству и храбрости всего советского народа.
Картина Игоря Хоронько «Картоев Джабраил Дабиевич» поступила в основной фонд ГМИИ РИ в 2025 году.
Анна Булах,
Искусствовед
Государственного музея
изобразительных искусств
Республики Ингушетия