Версия для слабовидящих

Государственный музей изобразительных искусств Республики Ингушетия

 

 

 

Наш адрес:
Республика Ингушетия,
г. Карабулак,
ул. В-Г Джабагиева, 139
Тел/факс:
8(8734) 44-48-56
e-mail:
izori1993@bk.ru
izomuzeum@mail.ru
Почтовый индекс:
386231

Адрес филиала:
Республика Ингушетия,
с. п. Джейрах,
ул. Льянова, 37 ”а”

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

 

 

 

 

 

Уважаемые посетители! Просим вас оценить работу нашей организации отсканировав QR-код.  Ваше мнение очень важно!

 

 

История одной картины. «Утро у старой мельницы в Барсуках» Игоря Хоронько

В один из своих приездов на пленэр в Ингушетию, член Союза художников Российской Федерации, живописец Игорь Борисович Хоронько побывал в Барсуках, чтобы с натуры написать старинную, сохранившуюся до наших дней мельницу – одну из исторических достопримечательностей Ингушетии. Игорь Борисович был восхищен, что такая уникальная мельница сохранилась до наших дней. 13 августа 2025 года талантливый живописец на одном дыхании с натуры написал картину, на которой запечатлена мельница, назвав её «Утро у старой мельницы в Барсуках». Сейчас эта замечательная работа хранится в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия, а я хочу рассказать историю этого, без преувеличения, памятника старины.

Деревянная мельница в селении Барсуки, построенная в ХVIII веке Ахмедом Эльбузуровичем Майсиговым, долгие годы оставалась главной мельницей в Ингушетии. Как рассказывают старожилы, молодой Ахмед Майсигов, имея богатырское здоровье и телосложение, – он был более двух метров ростом, – практически построил мельницу сам. В инженерном плане ему помогли очень грамотные родственники. По материнской линии дяди парня были царскими офицерами, даже генералами. Неслучайно шестнадцатилетнего Ахмеда, который к тому времени был женат, забрали в личный конвой государя.

«Дед рассказывал, что попал в царский конвой по «разнарядке» свыше. В охрану Николая II понадобились два статных горца. Ими стали Ахмед Эльбузурович Майсигов и односельчанин», – рассказал Руслан Якубович Майсигов.

Но служил царю горец недолго. Когда у него родился ребенок, Ахмед вернулся домой, и стал мельником. Связь с царской семьей не была утрачена – из ингушской муки для государя и его родственников пекли хлеб, потому что она обладала особыми вкусовыми свойствами. Зерно, попадая между «майсиговскими» жерновами (их диаметр был около полутора метров), привезенными из Грузии, со специальными насечками, не приобретало запаха паленого, как нередко случалось на других мельницах.

Мука получалась любого помола, в зависимости от того, как настраивал свою мельницу Ахмед. В сутки на ней перерабатывалось две тонны зерна. В революцию барсукинского мельника раскулачили. Его чуть было не арестовали сотрудники НКВД, но Ахмед успел вовремя скрыться. Мельница перешла в собственность колхоза. Но жители села всегда знали, чья она, и Майсиговы при любой власти пользовались негласной привилегией – мололи муку на ней бесплатно. Так было и в более поздние годы. В 1944-м году Майсиговы как и весь ингушский народ, попали под сталинскую депортацию кавказских народов. Когда Ахмед после скитаний на чужбине возвратился с семьей в родное село, его мельница стояла разбитой и заброшенной. Вместе с подросшими сыновьями он вернул к жизни свое детище, по жерновам снова заструилось зерно. Но счастье длилось недолго: завистники стали называть мельника «кулаком», и мельницу снова забрали власти.

Она пользовалась большой популярностью. Из Грозного в Беслан через ингушское село Барсуки ходил пассажирский состав. Многие пассажиры высаживались на этой станции с мешками зерна, чтобы перемолоть его в Барсуках. В ожидании обратного поезда они нередко ночевали в доме у Майсиговых.

В 70-х годах прошлого века Ахмеда Майсигова не стало. В 90-х годах его сын вернул мельницу семье.

Сегодня Барсукинская мельница – это памятник истории и архитектуры республиканского значения, но, несмотря на почтенный возраст, мельница до сих пор в рабочем состоянии.

 

 

Светлана Морган,

искусствовед ГМИИ РИ