Мода с характером гор: как Ингушетия вдохновляет мастера Алексея Александровича Кушнерова
Каждая эпоха с её духом, колоритом, событиями, войнами и мирной жизнью отражается в стиле, одежде, моде. Одежда — это не только защита тела человека от природных катаклизмов, но также ещё и способ самовыражения каждого индивидуума.
Сегодня хочется рассказать об очень интересном, талантливом портном-самоучке Алексее Кушнерове, глубоко увлеченном историей. Благодаря его тонкой работе, воссоздающей аутентичный облик эпохи, знатоки, ценители моды, могут полностью погрузиться в исторический антураж и прикоснуться к наследию прошлого. Алексей считает, что костюм диктует определённую пластику тела, это очень хорошо заметно на полотнах исторической живописи.
Алексей Александрович Кушнеров родился в простой рабочей семье в Омске 30 декабря 1972 года, где отец Александр Константинович работал крановым электриком, а мать трудилась поваром. Благодаря матери Таисии Ивановне Алексей с детства с интересом наблюдал, как она колдует за швейной машинкой, шьёт платья для своей нестандартной фигуры. Алексей ещё в армии подшивал своим сослуживцам по их просьбе воротнички. После прохождения армейской службы поступил на работу в швейное ателье в Омске, где занимался ремонтом одежды.
Алексей Александрович – талантливый мастер, который постоянно стремится постичь новое и интересное. В 2018 году он окончил Омский технологический колледж, освоив специальность портного. В колледже Алексей Александрович усвоил важную для себя истину, что профессия портного — это искусство, требующее высокого уровня мастерства, точности и креативного подхода. Позднее благодаря поддержке близкого друга он открыл собственное ателье в Омске, но судьба распорядилась иначе.
Алексей Александрович считает, что Всевышний привёл его в Ингушетию, где он проживает и работает уже 7 лет в городе Назрани. Супруги Кушнеровы просто влюбились в этот край, подружились с местным населением, чтут и уважают национальные традиции республики. Жена Алексея Виктория Михайловна часто помогает ему в его творческих поисках, поддерживает во всех его начинаниях, сама успешно работает подологом.
Алексей Александрович дружит, тесно сотрудничает с клубом ингушских любителей конных походов «Дикая дивизия», который пропагандирует конный спорт и здоровый образ жизни и насчитывает более 200 всадников. Там ему удалось обрести настоящего друга, ценителя его творчества в лице первого походника Ингушетии Руслана Куштова.
Первые несколько лет конники из «Дикой дивизии» путешествовали по равнинной части Ингушетии, потом стали осваивать и высокогорный район. Алексей Александрович шьёт для этой организации удивительную по красоте и мастерству одежду, которая сохраняет традиции прошлых столетий. Сотрудничество с конным клубом стало настолько плодотворным, что его участники уже сами стали подкидывать идеи этому талантливому портному. Алексей Кушнеров модернизировал тёплые уютные телогрейки, которые наездники могут одевать в непогоду, также он усовершенствовал потник, который надевается на спину лошади первым слоем, а чехол является для войлочного потника вторым слоем, потом третьим идёт седло всадника. В итоге Алексей Александрович соединил первый слой и чехол для второго слоя потника, смоделировав как бы два в одном. Алексей Александрович модернизировал ингушский гIовтал (бешмет), ввёл заклёпки, чем привнёс свою изюминку в эту традиционную ингушскую одежду.
Работая с конным клубом, Алексей Александрович изучал литературу, посвященную средневековой одежде, что повлияло на создание необычайно удобных, элегантных, авторских костюмов для всадников. Для того периода принципиальное значение имела цветовая символика. Например, оттенки белого цвета символизировали чистоту души и добродетель, а чёрного – скорбь и верность.
Алексей Александрович всегда прислушивается к предпочтениям заказчика – главной составляющей любого образа. Каждый человек индивидуален, и одежда должна передавать характер личности.
Алексей Александрович глубоко верующий, добрый, очень скромный, большой знаток русской классический литературы, человек, занятый любимым делом, которому доставляет удовольствие нести людям положительные эмоции своим мастерством. Для Алексея Александровича было честью сшить красивые форменные безрукавки для школы хафизов в городе Сунже, а также он создает авторские безрукавки для мюридов, которые отличаются элегантностью и простотой исполнения. Даже рабочая одежда, изготовленная волшебными руками Алексея Александрович, приобретает свою неповторимую индивидуальность. Мало кто знает, что он шьет тёплую одежду для нуждающихся людей и преподносит её в дар.
Профессиональная деятельность портного требует внимания, аккуратности, творческого воображения, умения общаться с людьми. И самое большое удовольствие для Алексея Александровича – видеть красиво одетых людей, их счастливые лица и понимать, что ты причастен к созданию этого процесса.
Алексей Александрович с каждым днём все больше совершенствует свои навыки шитья. Заказы становятся всё более удивительными и творческими, а современные подходы пошива и способы декора, методы комбинирования тканей дают много возможностей для развития. Алексей Александрович сочетает различные ткани, играет с фактурой, цветом. Мастер часто использует способность плащевых тканей отталкивать воду, что делает их идеальными для создания дождевиков, курток и авторских моделей. Он также использует кашемир. Это ткань, которая по праву считается одной из самых ценных и качественных в мире текстиля. Она идеально сочетает роскошь, функциональность и естественную красоту. Шерсть, кашемир, плащевку модельер заказывает в основном в Подмосковье, Пятигорске, Омске. Часто сам изготавливает тканевые пуговицы, только нитки использует современные, так как они более прочные и надёжные.
Как у каждого творческого человека, у Алексея есть мечта – освоить азы пошива национального ингушского костюма, в чем помогает ему частое посещение экспозиции Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия, а также изучение исторической литературы, связанной с культурой и традициями ингушского народа. Вот в таком творческом процессе наш мастер находит наибольшее удовлетворение, ведь радость от законченного образа нельзя сравнить ни с чем.
Алексея Александровича часто спрашивают, почему он обращается к моде различных эпох. Он отвечает, что возвращение к истокам, к прошлому – это замечательный способ найти успокоение от насущных проблем и вспомнить, что в мировой истории были разные интересные времена.
Анна Булах,
искусствовед
Государственного музея
изобразительных искусств
Республики Ингушетия