Свой 75-летний юбилей отметил Народный художник Республики Ингушетия Зяудин Висангиреевич Батаев.
Дата публикации: 2014-04-10 17:31:00
Родился Зяудин Батаев 7 апреля 1939 года в селе Чернореченском Пригородного района ЧИАССР. Отслужив в армии, он поступил на Ленинградский фарфоровый завод им. М. Ломоносова учеником живописца. Там он впервые столкнулся с профессией стеклодува и, благодаря своему таланту и трудолюбию, приобрёл высокую квалификацию. Затем по приглашению представителей создавшегося тогда Новосибирского Академгородка 10 лет проработал в мастерской института физики полупроводников. Там же мастер начал создавать первые художественные произведения из кварца и стекла.
Свои первые работы мастер создает стеклодувным методом из кварца - плавленый хрусталь, а также технического, цветного и бутылочного стекла, они небольшого размера, но столь выразительны и пластически «заряжены», что создают впечатление сильного эмоционального поля, заряжающего зрителя своей энергией и неповторимостью. Художник является участником многочисленных выставок, как в нашей республике, так и за ее пределами. Поздравляем Зяудина Висангиреевича с юбилеем и желаем ему крепкого здоровья и больших творческих успехов.
Очередной субботник
Дата публикации: 2014-04-08 10:55:00
5 апреля 2014 года сотрудники Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия провели очередной субботник по уборке прилегающей территории музея. Территория была очищена от сорняков, выбоины и ямы закрыты асфальтом.
5 апреля исполняется 119 лет со дня рождения Хаджи-Бекира Бачиевича Ахриева
Дата публикации: 2014-04-04 10:56:00
Родился художник в селении Фуртоуг, в самом сердце горной Ингушетии. Воспитанник Строгановского художественно-технического училища по специальности скульптор, он принадлежал к числу той национальной интеллигенции, которая не задавалась вопросом - принимать или не принимать революцию? Он воспринял это величайшее событие как нечто давно назревшее и закономерное. Поэтому важным аспектом творчества художника был разносторонний интерес к событиям, происходящим на его родине, выразившейся в многочисленных этюдах и картинах, на которых исключительно объективно и достоверно запечатлены яркие эпизоды этого смутного времени.
Наиболее значимым периодом его творчества были 30-е годы. В начале тридцатых годов им был разработан проект памятника, посвященного борцам революции в селении Базоркино. К 1931 году художником были написаны картины «Бой под селениями Сурхахи и Экажево», «Совнарком Горской республики в горах в 1919г.», «Бой ингушей с деникинцами в 1919 году» и другие работы, которые были представлены на первой краевой олимпиаде в городе Ростов-на-Дону, вызвав большой интерес у профессиональных художников, а также у широкой зрительской аудитории. Картины были высоко оценены комиссией, и автор завоевал первое место.
Будучи скульптором по профессии, он много и плодотворно работал в области декоративной скульптуры, к которой традиционно относится малая пластика, в частности резьба по кости. Судя по воспоминаниям современников, Ахриев был искусным резчиком по слоновой кости и кабаньему клыку. Его миниатюры – медальоны, кулоны, табакерки, шкатулки, броши отличались высоким мастерством и изяществом.
Любовь к истории родного края, народным сказаниям ингушей обусловила живой интерес живописца к научным экспедициям, активным участником которых он был вместе с известными учеными-кавказоведами Л.П.Семеновым, Г.К. Мартиросьянцем, Е.И. Крупновым. «Талантливый ингушский художник Хаджи-Бекир Ахриев - прекрасный знаток местного края. Этому замечательному человеку я обязан своим ранним и непосредственным знакомством с прекрасной природой Ингушетии и с образцами устного народного творчества» - так писал о нем известный ученый, профессор Е. И. Крупнов. Живописные произведения художник создавал по собственным впечатлениям, а также по рассказам очевидцев о революционных событиях, что дало автору богатый материал для написания целого ряда батальных картин, в которых он выступил смелым реформатором этого жанра. Протест против колониализма, бессмысленного убийства человека человеком концентрированно выразился в его работе «Защита аула Эбен ингушами в 1830 году». Эта работа, по словам автора, была посвящена великим завоевателям прошлым, настоящим и будущим.
Особую линию в творчестве Хаджи-Бекира Ахриева составляют сюжетные произведения исторического направления, одна из которых - «Жертвоприношение на Столовой горе». Обращение художника к языческому прошлому ингушей выразилось в создании этого масштабного полотна, повествующего об обряде, совершавшемся в старину перед святилищем Мятцели. Об этом значительном для его творчества произведении мы можем судить лишь, по отзывам современников. «Эта красочная картина Хаджи-Бекира Ахриева, - отмечал профессор Семенов, - очень содержательна по замыслу, глубоко оригинальна и смелая по композиции. Обнаруживается превосходное знание автором прошлого и современного быта ингушей».
Замечательны также работы «Женщины, идущие на покос», небольшие акварельные зарисовки, преимущественно аулов Ингушетии, в которых живописец воплотил свои представления о красоте и гармонии окружающей природы родного края.
В 1997 году, к 5-летию образования республики Ингушетия, губернатором Ставропольского края были подарены три мастерски выполненные акварельные копии работ Хаджи-Бекира Ахриева, благодаря которым мы можем судить об уникальном таланте художника, не успевшего полностью реализовать свой богатый творческий потенциал.
Жизнь Хаджи-Бекира Ахриева безвременно оборвалась в 1940 году. По доносу в 1934 году он был арестован и как политический ссыльный отправлен на строительство Беломорканала. О дальнейшей жизни художника ничего не известно. По всей вероятности, он разделил трагическую судьбу миллионов невинных жертв, погибших и пропавших бесследно в сталинских лагерях. Не менее трагична, оказалась и судьба его произведений, большая часть которых была сожжена при аресте, а то, что по крупицам удалось собрать в последующие годы было уничтожено во время боевых действий в г. Грозный.
За свою непродолжительную жизнь художник внес неоценимый вклад в становление и развитие ингушского национального изобразительного искусства. Его творчество стало символом вечного обновления и неразрывности исторической и культурной связи поколений.
Субботник в музее
Дата публикации: 2014-03-31 16:19:00
29 марта 2014 года сотрудники Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия провели очередной субботник по уборке прилегающей территории музея.
24 марта 2014 года исполняется 110 лет со дня рождения Гази - Магомеда Албастовича Даурбекова - одного из первых профессиональных ингушских художников
Дата публикации: 2014-03-31 15:56:00
Сегодня о его самобытном творчестве мы можем судить лишь по фотографиям и нескольким акварельным копиям. К сожалению, даже в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия нет ни одной картины или рисунка этого талантливого художника. Гази-Магомед Даурбеков родился 24 марта 1904г. в селении Барсуки, Назрановского округа Терской области. После установления Советской власти в Ингушетии его, как наиболее одаренного юношу, послали на учебу в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН) города Санкт-Петербург, а в 1930 году он успешно окончил факультет живописи. Одним из первых значимых произведений начинающего художника стала дипломная работа "Горцы в засаде", посвященная борьбе горцев за независимость. Она отображала эпизод, взятый из истории гражданской войны на Северном Кавказе 1918-20гг.
Тема национально-освободительной борьбы кавказского народа была основной в раннем творчестве Гази-Магомеда Даурбекова. Молодой художник на 1-й краевой выставке Северного Кавказа в 1935г. представил большую самостоятельную работу "Похороны комиссара Бутырина". Композиция этого полотна отличается четкостью, цельностью, своеобразным выразительным лаконизмом. Это произведение было отмечено на выставке как "реалистически-документальное" и получило одну из первых премий. А о самом Даурбекове критики писали, что он "художник, несомненно, талантливый." Создание такого полотна в то время, когда шла борьба с формализмом, являлось событием не только художественным, но и нравственно-политическим.
В Чечено-Ингушском музее изобразительных искусств им. П.Захарова хранились более поздние акварельные варианты работ автора, написанные маслом в 30-е годы: "Кескемский бой", "Главный окоп ингушских партизан у села Долаково", "Обстрел белогвардейцами отступающих жителей с. Экажево" и другие произведения, которые безвозвратно потеряны и уничтожены во время боевых действий в г. Грозном.
Особую линию в творчестве Даурбекова составляют работы, отразившие сочувственное отношение исповедовавшего идеи свободы и справедливости художника к революционной борьбе ингушского народа, к ее историческим истокам. Подтверждением тому служат картины "Назрановское восстание1858г.", "Воздвиженский бой" и другие.
Талантливый живописец, он пробовал свои силы в области книжных иллюстраций легендарной повести Л.Н.Толстого "Хаджи-Мурад", книги Б.Зязикова "Девять дней из жизни героя", посвященной герою гражданской войны М.Нальгиеву.
Большое значение для художника имеет портретное искусство. Обращение к этому жанру связано у него с поисками новых образных и живописных подходов. Постижение внутреннего мира человека, глубокое проникновение в его духовный мир отличают исполненные Гази-Магомедом Даурбековым портреты героев гражданской Т.Гарданова, З.Яндиева, Х.Орцханова, Б.Ахриева, а также портреты, выполненные карандашом: "Красный партизан Х.Барханоев", "Гандаров Али - проводник С.Орджоникидзе". Подавляющее большинство этих работ были выполнены в 30-е - 40-е годы и почти все утеряны в период депортации ингушей в 1944г. В настоящее время мы можем судить о них лишь по карандашным эскизам, репродукциям, фотографиям и авторским акварельным копиям, хранящимся в Государственном краеведческом музее им. Т. Мальсагова. Несколько акварельных копий - это все что осталось из богатого наследия этого замечательного художника: "Взятие ингушами броневика во Владикавказе" 1970г, "Приезд С.Орджоникидзе в с. Сурхахи" 1975г., "Сбор ингушей на помощь Владикавказу" 1970г., "Три беседующих старика". По акварельным вариантам трудно судить о живописных достоинствах и недостатках исполнения Даурбековым тематических полотен, однако они, несомненно, говорят об умении автора естественно строить композицию, о его несомненном живописном таланте.
Художник бережно, с документальной точностью воссоздал отдельные эпизоды величайшего исторического момента языком высокого искусства. Это были первые шаги молодой национальной живописи, порой еще наивные, робкие, вместе с тем они составляют образную летопись истории Ингушетии, ее героического прошлого
В заключении, хотелось бы отметить, что, к сожалению, в нашей республике нет каких-либо серьезных научных исследований и систематизированных материалов по истории изобразительного искусства Ингушетии объективно и подробно рассматривающих творчество родоначальников отечественного художественного искусства Гази-Магомеда Даурбекова и Хаджи-Бекира Ахриева, чьи произведения вошли в золотой фонд большого искусства уже минувшего 20 века и не теряют своей актуальности в ныне текущем 21 столетии.
Памяти художника
Дата публикации: 2014-03-18 11:51:00
Коллектив Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия с прискорбием извещает, что после тяжелой и продолжительной болезни на 71 году жизни скончался известный в нашей республике художник, мастер декоративно-прикладного творчества Накир Юнусович Озиев. Родился Накир Юнусович 9 марта 1944 года в Кустанайской области Казахской ССР. После окончания школы поступил в Московский университет искусств на отделение станковой живописи. Но, к сожалению, образование так и осталось незаконченным. И, тем не менее, тяга к искусству не покидала его, всё свое свободное время он посвящал творчеству. Представитель талантливого поколения художников «шестидесятников» Накир Юнусович был одаренным мастером резьбы по дереву. Зрителям нашей республики широко известны его работы - деревянные панно «Мурдаш», «Илли», «Пиршество» и многие другие произведения, хранящиеся в Государственном музее изобразительных искусств. Он прожил яркую и достойную жизнь, большая часть которой было отдана искусству. Выражаем глубокие и искренние соболезнования родным и близким Накира Юнусовича Озиева.
Дала гешт долда цунна, вийрза моттиг Дала даькъала йойла!
Коллектив Государственного музея
изобразительных искусств Республики Ингушетия
Лейла Алмазова награждена грамотой Главы Республики Ингушетия
Дата публикации: 2014-03-18 11:50:00
За достигнутые трудовые успехи, многолетнюю добросовестную работу и в связи с Международным женским днем 8 Марта (Распоряжение Главы Республики Ингушетия от 25 февраля 2014 года № 57-рп) награждена Грамотой Главы Республики Ингушетия Лейла Ахмедовна Алмазова – ведущий научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия.
Лейла Алмазова после окончания Чечено-Ингушского государственного университета в 1989 году была принята на должность старшего научного сотрудника Чечено-Ингушского музея изобразительных искусств им. П.З.Захарова и сразу зарекомендовала себя как творчески одаренный и грамотный работник. С первых месяцев работы Л.А. Алмазова занялась научно-исследовательской, собирательской работой. Наряду с хранительской деятельностью Лейла Алмазова занималась научно-исследовательской и научно-просветительской деятельностью, принимала участие в составлении каталогов, написании лекций, статей в СМИ о творчестве ингушских художников, которые вызывали большой интерес у ценителей изобразительного искусства.
В 2013 г. Государственный музей изобразительных искусств Республики Ингушетия выпустил к 20-летию музея большой труд о жизни и творчестве ингушских художников, об истории и современности изобразительного искусства Ингушетии, становлении и развитии музея, автором которого является Л.Алмазова.
За свою работу Л. Алмазова неоднократно награждалась Почетными грамотами Министерства культуры Республики Ингушетия и денежными премиями.
К юбилею Накира Озиева
Дата публикации: 2014-03-07 10:05:00
9 марта 2014 года исполняется 70 лет замечательному мастеру, резчику по дереву, Накиру Юнусовичу Озиеву. Родился Накир Юнусович в Кустанайской области Казахской ССР. После окончания школы поступил в Московский университет искусств на отделение станковой живописи. Но, к сожалению, образование так и осталось незаконченным. И, тем не менее, тяга к искусству не покидала его, заставляя посвящать всё своё свободное время резьбе по дереву, совершенствуя свое мастерство. Профессиональная деятельность Накира Озиева началась в Доме культуры города Назрань, где он работал художником-декоратором, а затем на заводе «Электроинструмент» художником-оформителем, совмещая работу с преподавательской деятельностью в Назрановской школе-интернате. Впервые с произведениями художника зрители познакомились на общих тематических выставках, а также выставках, приуроченных к различным знаменательным датам. В 2004 году на региональной художественной выставке Южного федерального округа, которая проходила в городе Нальчик, его ранняя работа «Мурдаш» была высоко оценена профессиональными мастерами декоративно-прикладного творчества и зрителями.
25 марта 2004 года 60-летие талантливого мастера было отмечено событием значимым для любого художника и творческого человека - персональной выставкой в Государственном музее изобразительных искусств Республики Ингушетия. На ней было представлено около 50 произведений разных жанров: резьба по дереву, чеканка, живописные произведения, пейзажи, портреты, сюжетные картины. Эту выставку мы решили назвать «Из мастерской Накира Озиева», определяя тем самым её сокровенность. Кроме того, многие работы художника, выполненные в различные годы, впервые покинули стеллажи его мастерской. Сила таланта художника так велика, а жизнелюбие и оптимизм так заразительны, что нельзя остаться равнодушным к его работам. Мастер словно вдохнул в такой сложный материал, как дерево, уникальную пластику, свойственную его творчеству, возвысив своих героев до философского обобщения. Наиболее запомнившиеся работы, представленные на этой выставке «Илли», «Мцыри», «Пиршество». Композиционное построение этих панно, отмечает декоративная выразительность, удивительная пластика и одухотворенность образов.
Немаловажное значение для мастера имеет живопись. Присущий Накиру Юнусовичу живой интерес к жизни во всех её проявлениях, конкретность и острота его мировосприятия с особой силой проявились в портретном жанре, отличающимся глубоким психологизмом и богатством композиционных и колористических решений. Многочисленные пейзажные произведения, виртуозно написанные сюжетные работы дополнили и обогатили выставку художника «Из мастерской».
Главное в его творчестве - это способность языком искусства, тонкой пластикой, свежестью и чистотой цвета, энергией мазка кисти раскрыть новую для зрителя возможность убедиться, в том, что годы добавляют мудрости, но не отнимают душевной красоты, ощущения гармонии окружающего мироздания и место, определённое в нём человеку.
К сожалению, в настоящее время Накир Юнусович тяжело болен и нуждается в длительном лечении. Несмотря на все удары судьбы, он и его семья надеются на выздоровление.
Если у вас есть возможность помочь талантливому художнику, то можете перечислить средства для его лечения на следующий номер лицевого счета: № 40817.810.5.6035.0504911
Наша поддержка, неравнодушие и способность чужую боль воспринять как свою, позволят поверить в то, что мы сможем уменьшить несчастия и страдания людей, живущих рядом с нами, и мир станет еще чуть-чуть добрее.
Юбилей художника
Дата публикации: 2014-03-03 12:16:00
3 марта 2014года свой 50-летний юбилей празднует известный в нашей республике художник Батыр Магомедович Картоев. Художественное искусство является для живописца делом жизни, любимой профессией, а активная педагогическая работа позволила воспитать не одно поколение талантливой молодежи. Желаем Батыру Магомедовичу Картоеву, чтобы энергичная творческая деятельность продолжалась еще долгие годы и служила развитию и зарождению новых начинаний. Крепкого здоровья, счастья и семейного благополучия!
Коллектив Государственного музея
изобразительных искусств Республики Ингушетия
Выставка современного декоративно-прикладного искусства Ингушетии
Дата публикации: 2014-03-03 12:09:00
В период проведения ХI Паралимпийских зимних игр в Сочи с 7 по 16 марта на территории Олимпийского парка будет развернута выставочная экспозиция всех субъектов федеральных округов России. Наша республика представит свой культурный и туристический потенциал в составе экспозиции Северо-Кавказского федерального округа. В рамках этого проекта Государственный музей изобразительных искусств представит выставку современного декоративно-прикладного искусства Ингушетии. Это работы ведущих мастеров различных направлений прикладного творчества таких как Хамчиев Юсуп, Зинаида Инаркиева, Магомед-Башир Оздоев, Магомед Кариев, а также уникальные изделия из рыбьей кожи ООО «SHADI». Произведения, вошедшие в экспозицию выставки, являются экспонатами коллекции прикладного искусства основного фонда Государственного музея изобразительных искусств Республики Ингушетия. Свое творчество на выставке также представит известная в нашей республике мастерица по ковроткачеству Роза Тангиева, которая проведет мастер-класс для посетителей выставки.