Творчество и личность. К юбилею Тархана Мальсагова
Заслуженный деятель искусств Республики Ингушетия Тархан Ахмедович Мальсагов является известным в нашей республике театральным художником. Нынешний год юбилейный для мастера – сегодня ему исполнится 65 лет.
Много лет Тархан Ахмедович служит главным художником в Ингушском государственном драматическом театре им. И.М. Базоркина. Вместе с ним в качестве художника-постановщика в театре трудится и его супруга Любовь Султановна Мальсагова, талантливый художник и мастер декоративно-прикладного искусства. Супруги Мальсаговы составляют творческий и семейный тандем. Они настоящие профессионалы своего ремесла, любящие театр и отдающие ему все свои душевные и физические силы. Совместная работа для них не только интересна, но и плодотворна. Они являются авторами костюмов персонажей известных театральных постановок Ингушского государственного драматического театра им. И.М. Базоркина. Когда две творческие личности постоянно вовлечены в процесс, нет опасности, что кто-то выдохнется на половине пути, остынет к теме, поскольку, как говорят живописцы: «Соавторство – это постоянный диалог, иногда спор, поиск новых решений поставленных художественных задач».
Тархан Ахмедович Мальсагов родился 11 октября 1959 года в городе Алма-Ата Казахской ССР. После окончания Кемеровского художественного училища по специальности «художник декоративной росписи по металлу», он работал в промышленно-художественном объединении в городе Грозном ЧИАССР и в городе Карабулак Республики Ингушетия, затем с 1994 года продолжил свою трудовую деятельность в Ингушском государственном драматическом театре им. И.М. Базоркина, и ровно 30 лет как он работает в театре главным художником. Таким образом, в этом году Тархан Мальсагов отмечает двойной юбилей.
Подлинным призванием мастера является живописное искусство. Именно в нем наиболее полно и ярко раскрывается его многогранный талант. Живописные полотна, созданные Тарханом Мальсаговым, проникнуты глубоким лиризмом и выполнены в своеобразной цветовой палитре. Его картины, такие как «Умиротворение», «Ущелье», «Луна над прудом» наполнены свежестью пленэрной живописи и обладают силой передачи мимолетного мгновения состояния природы.
Пейзажный жанр в коллекции работ художника легок для понимания, повествователен и подробен в деталях. В лирических пейзажах, созданных им, запечатлена самобытная красота горной природы Ингушетии – могучие горные ландшафты, древние башенные замки, бурный порыв и тихая заводь горных рек, шум летнего ветра и прохладный покой лесов. Тонкое, деликатное отношение к родной природе определяет изящную цветовую гамму картин, простые и ясные композиции. Художник чувствует гармонию природы, ее скромную прелесть и талантливо выражает свои ощущения в полотнах. Они неоднородны по своей тематике и композиционному строю: одни насыщенные и напряженные, другие светлые и лиричные, но объединяет их необыкновенная красота родной земли и безусловная любовь к ней. Его живопись эмоциональна, естественна, ясна и воздушна. Художнику удается погрузить зрителя в свой созданный образный мир – особое символическое пространство, где человек – лишь маленькая частичка природы и участник великого круговорота бытия.
Портретные работы мастера очень интересны и значимы, как для автора, так и для зрителя. Тархан Мальсагов не ставит своей задачей с фотографической точностью передать фигуру или лицо портретируемого.
В его живописной коллекции есть портреты известных личностей, внесших большой вклад в историю нашей республики. Это портреты Дошлако и Заурбека Мальсаговых, Хаджи-Бекира Муталиева, Магомет-Гирея Хадзиева, Магомета Цицкиева и многих других видных деятелей Ингушетии. О созданных художником портретах недостаточно сказать, что они отображают характер, духовную личность человека. Глядя на образы, запечатленные художником на полотнах, можно с уверенностью сказать, что их автор – мастер психологического портрета. Для художника важнее всего не внешность изображаемого образа, а психологический анализ характера, возможность языком живописной пластики раскрыть для зрителя красоту и гармонию человеческой души.
Натюрморты в созданной живописной галерее художника, рождаются как результат пристального и постоянного наблюдения натуры, внимательного выбора мотива и смысла, неутомимой готовности воплощать на полотне ускользающую красоту окружающей природы.
Тархан Мальсагов признается, что за занятием живописью порой не чувствует усталости, ведь время за вдохновением летит незаметно. Каждая его картина наполнена свежестью, благоуханностью, воздухом и солнечным светом, отчего в душе поселяется легкое и радостное чувство. И, возможно, успех его творчества заключается в том, что откровенное удовольствие, с каким он относится к любимому делу в театре и в живописном искусстве, находит отражение в его полотнах. Он много работает, полон творческих замыслов, в его мастерской всегда чистые холсты, готовые к созданию новых произведений.
«Лес». Холст, масло.
«Натюрморт с фруктами». Холст, масло.
«Портрет девушки в курхарсе». Холст, масло.
«После грозы». Холст, масло.
Лейла Алмазова,
главный научный сотрудник
Государственного музея
изобразительных искусств
Республики Ингушетия,
заслуженный работник культуры
Республики Ингушетия